Больше рецензий

bikeladykoenig

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

31 марта 2021 г. 19:15

220

2

Что в этой книге есть?

Закругленное повествование, которое начинается и заканчивается в больнице. Сначала мы видим дежурного по госпиталю, которому нет ещё двадцати лет. В конце - мы видим того же человека сорока двух лет, скончавшегося на больничной койке «от паралича сердца». Как и старый солдат, искавший неведомую Машу в начале книги, Мусоргский то вспоминает Анну, то зовёт Лизу. Анна - это и есть «бедная любовь Мусоргского», к которой композитора привела песня, услышанная им во тьме. В начале книги есть момент, когда Модест Петрович принял эту женщину за необыкновенное существо со «сквозным крылом». Дальше читатель знакомится с жизнью Анны и Модеста. Вспоминая свой список прочитанного, упомяну похожий сюжет в «Опавших листьях» У. Коллинза, где более богатый материально мужчина берет в дом женщину из низших слоев общества. У английского писателя все более идеализировано - Салли из его романов сначала была в ступоре (уже после просилась быть служанкой, потом сбежала, затем после возвращения как-то пообвыкла к окружающей обстановке). У Лукаша девушка поначалу оказывается дикаркой, бродячей кошкой (в тексте Анна в какой-то момент сама себя называла кошкой), и только потом становится аккуратной в быту и более спокойной в отношениях. Читатель узнает и историю жизни Анны. Описания «дна общества» в некоторых моментах схожи в книгах Всеволода Крестовского «Петербургские трущобы» и в некоторых описаниях Московских трущоб В.Л. Гиляровского. Заканчивается тема близости Анны и Модеста в главе «Серафим», после того, как Мусоргский предложил своей избраннице выйти за него замуж. «Серафим» - это, по моему мнению, кульминация книги, а смерть Анны - развязка.

Тем не менее, книга ещё какое-то время продолжается. В ней упоминается первое представление Бориса Годунова на Мариинской сцене. И ещё мы встретим на страницах Лизу - возможную невесту Мусоргского, которую, по его признанию в конце книги, он всегда считал недосягаемой для себя (а вначале книги он считал Лизу тягостно скучной). В линии «отношений» Лизы и Модеста автор поставил точку, добавив в книгу сцену прощания этих двух людей. А вот что касается музыкальной линии…

Чего в этой книге нет?

Из музыкальных событий в книге мы можем встретить в основном упоминание спектакля «Борис Годунов». В начале книги нам ещё показывают знакомство М.П. Мусоргского и А. П. Бородина. Оба композитора потом входили в творческое содружество «Могучая кучка», которое в книге совсем не упоминается. У Робертсона Дэвиса во второй части «Корнишской трилогии» («Что в костях заложено») есть описание жизни художника, где часть повествования составляет любовная линия. Подобного я ждала и от книги Лукаша: но в этом произведении музыка, наоборот, никакой роли не играет.

Представление о Модесте Петровича Мусоргском нужно составлять не по этой книге, а по его письмам, например. И по музыкальным работам. После прочтения книги я смотрела видео с нотами «Картинок с выставки», с музыкальным фортепианным сопровождением. Написанное Мусоргским интересно и технически сложно для исполнения; для того, чтобы такое играть, нужна хорошая координация движений и замечательная техника игры - а это противоречит образу Мусоргского, который изобразил в конце своей книги Иван Лукаш. Также найдено несоответствие визуальному образу композитора, нарисованному для читателя автором - Мусоргский не белокурый; на известных портретах он темноволосый.