Больше рецензий

1 февраля 2021 г. 08:25

387

1 Текст без цели, смысла и целевой аудитории

Для тех, кто не хочет читать всю рецензию, короткий дисклеймер, если вам понравилось название книги, вы почитали про авторов и прочитали синопсис, то знайте никакие ваши ожидания этот текст не оправдает.
С первых страниц заметно отсутствие какого бы то ни было литературного опыта у авторов. Но это было мной замечено еще на ознакомительном фрагменте, подумав что стиль изложения будет из-за неопытности авторов как писателей более научным, нежели художественным, я все же приобрела книгу. И боже, так я не ошибалась ни разу за весь мой читательский путь.
По порядку.
Про стиль изложения. Это и не научпоп, и не учебник, и не художка, это вообще непонятно что с постоянными стилистическими и литературными косяками. Авторы не могут перестать делать отсылки к названию книги, взялись читать вот вам квест, найдите хотя бы три страницы подряд, где не будет слов "охота на простака". Чем глубже в текст, тем больше понимаешь, что авторы явно не писатели и никогда раньше в своих работах им не приходилось, развлекая читателя, прибегать ни к эпитетам, ни к метафорам (которых они придумал 3 штуки, и пытаются заткнуть ими любые повествовательные дыры, вследствие чего очень часто в своих же метафорах путаются).
Про перевод. Текст, как мне кажется было очень сложно перевести, именно из-за того, что это все таки скорее научная работа, а точнее нарезка из десятка научных работ. И тут скорее ситуация в том, что не сам переводчик плохо сработал, а тот факт, что он должен был переводить конкретные вещи, а не пытаться сделать этот сумбур более понятным. Но все же отмечу, что как человек, который не терял надежду разобраться в теме книги (параллельно отчаянно пытаясь там ее найти), я бы хотела в сносках к аббревиатурам видеть их расшифровку на русском языке или на худой конец на английском, а не ссылку на статью, которую очевидно приводил автор.
Про основную тему. Её нет. Не тешьте себя надеждами, что вы найдете там хоть какие-то практические, реально применимые к жизни примеры поведения. Хотя бы потому, что, если вы взяли книгу подобного толка в руки, зная, что она написана нобелевскими лауреатами, вы явно не в первый раз слышите слово экономика. Но ощущение, что при всей сложной терминологии, которую порой используют авторы, при этом ее не объясняя, они продолжают думать, что они написали книгу для людей, которые слыхом не слыхивали про элементарны маркетинговые уловки и экономические кризисы в Америке. К слову про Америку, если вы не американец у вас появляется еще одна железобетонная причина эту книгу не открывать. Я удивлена, что на обложке не американский флаг, потому что все примеры приведенные в книге в 95% случаев применимы исключительно к США. Рассматриваются только американские фирмы, только американская банковская система и система здравоохранения (а ведь 2 последние сильно отличаются в штатах и Европе).
Про конкретные примеры, о которых говорилось в аннотации к книге. Это вообще отдельная тема для разговора. Собрано 10 конкретных примеров организаций или людей, и эти примеры постоянно повторяются на протяжении всей книги, что опять же в целом не огромная проблема для научной работы, но для научпоп книги, которая все же отчасти должна быть развлекательной создает впечатление, что либо авторы рекламируют конкретные компании, либо просто не достаточно осведомлены о других примерах. Еще один момент, есть четкое ощущение, что книга либо была издана намного позже, чем была написана, либо это все таки десяток скомпилированных вместе научных статей разной даты публикаций, неумело склеенных и превращенных в подобие книги- превалирующее большинство примеров и ситуаций из начала 90-ых и 00-ых годов, самый новый пример из 2012 и он такой один. Но самое отвратительное, что меня кольнуло при прочтении, это то, что авторы, написав эту книгу, явно не рассчитывали на ее распространение за пределами штатов, а из-за того она полна политизированных отсылок из разряда "Америка лучшая страна в мире, а все остальные страны нам завидуют"( цитата "Менее половины испытаний медикаментов компании ... проводится сейчас в США, при том, что темпы роста количества исследований, проходящий в менее развитых странах (таких как Китай- 47%) колоссальны" эти данные приводятся на 2011 год).
Заключение. Хотите почитать что-то у этих авторов берите их научные статьи, все равно эта книга из них же склеена. Хотите почитать научную литературу возьмите учебник по экономике. Хотите почитать научпоп текст про то, как обезопасить себя от маркетинговых уловок и экономических ловушек, нет выбора хуже, чем купить эту книгу. Из всего вышесказанного вывод: повторюсь, я понятия не имею, что это за текст, чем он пытается быть и самое главное на какого читателя он рассчитан.