Больше рецензий

Psyhea

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

4 августа 2012 г. 19:50

493

3

Знаете иногда мне кажется, что я андроид… или что-то вроде того. В первую очередь от любого произведения я жду логики и стройности мысли. А если логики нет или она страдает? Что тогда?.. Я ее все равно ищу - долго, упорно, скрипя зубами и взрывая себе мозг…

Вот примерно так я и читала Фауста. Поначалу повествование было замечательно стройным, последовательным и понятным. По крайней мере пока Фауст увлекался земной женщиной. Затем началось какое-то светопреставление изредка перемежающееся недолгими логичными цепочками.
Началось все с Вальпургиевой ночи в числе участников которой среди нечести непостижимым для меня образом оказались Скептик, Догматик, Реалист, Супернатуралист (страшно представить себе кто это…) и Идеалист… Дальше больше… Ни с того ни с сего герои оказались при дворе в непонятных рангах, зачем-то подольстились к Императору, чтобы устроить театральное представление. Объясните мне бестолковой, как «служение» кому-то укладывается в рамки представления о тех развлечениях и удовольствиях, которые по договору обеспечивает Мефистофель своему клиенту?... Или Фауст всю свою жизнь мечтал быть режиссером, а я так и не увидела этого между строк?
Что там дальше? Аа… Вальпургиева ночь по-гречески с местной «нечистью» и в компании некого существа, которое желает родиться человеком… К моему величайшему удивлению в этой главе Фауста кот наплакал, зато во всех подробностях описывается местная флора, фауна, мифология… Да еще детально описывается как проводит время Мефистофель. Хлоп и мы опять согнули пространственно-временной континуум в бараний рог. Теперь мы в Древней Греции. Сопровождаем вереницу пленников в гости к нашим старым друзьям. Дальше любовь-морковь, странный неадекватный ребенок, скачок в средневековье на поле боя и, наконец, то, ради чего все затевалось - долгожданная развязка.

Умом-то я конечно, понимаю, что это классическое произведение и с точки зрения современного человека его судить неправильно, но… не могу отказать себе в этом маленьком удовольствии.

Во-первых, автора постоянно уносит от основной темы произведения и он достаточно часто разглагольствует через многочисленных персонажей на различные философские темы. Причем ни один из персонажей не является «созданием» самого автора, все они взяты из истории/мифологии (кроме разве что бедной Гретхен, хотя во времена Гете таких Гретхен было штук по -цать на каждой улице).
Во-вторых, совершенно непонятно каким образом Мефистофель развращает Фауста. Вот говорить, выворачивая природу вещей сообразно «чертовскому» видению – он горазд, это да… А вот что-то более конкретное не предпринимает, просто служит слугой «подай-принеси» у Фауста.
Далее, еще раз акцентирую внимание на том, что логика, связность повествования и последовательность хромают на обе ноги. Больше всего мне все это напомнило какую-то запутанную компьютерную игру, где на каждом уровне декорации, инструментарий и сюжет меняются совершенно непредсказуемым образом. Одной стихотворной формы порой достаточно, чтобы отбить охоту читать на долгое время, а тут вдобавок еще и мешанина мыслей и огромное количество незначительных событий необоснованно выведены на первый план и спокойно забытых при смене картинки.

Отдельно хочется отметить образ дьявола в произведении. Он чертовски очеловечен. Да у него копыта, но по его собственному признанию:

Цивилизация велит идти вперёд;
Теперь прогресс с собой и чёрта двинул.
Про духа северного позабыл народ,
И, видишь, я рога, и хвост, и когти кинул.
Хоть ногу конскую иметь я должен всё ж,
Но с нею в публике являться не желаю
И вот в фальшивых икрах щеголяю,
Как франтовская молодежь.

Собственно эта же самая очеловеченность проявляется и в приключениях дьявола на греческой Вальпургиевой ночи. Он недоверчиво относится к окружающим его существами, остерегается их, способен заблудиться, повестись на обман и иллюзию. В общем слабенький дьявол я бы сказала, неудивительно, что эти самые человеческие качества в итоге подставляют его в решающий кульминационный момент его «практики».

ИТОГО: Классика бессмертна, даже если она чужда и непонятна современному читателю. Раз в жизни стоит прочесть, но во второй – строго на ваше усмотрение. Аллегорическая идея договора Фауста с Мефистофелем не устарела до сих пор. На эту тему пишут книги, снимают фильмы, рисуют картины. Но вот именно «Фауст» Гете на мой взгляд в нашем 21 веке уже не производит такого масштабного резонанса, как после своей публикации в 19 веке.

P.S. Как-то не складываются у меня отношения с немецкой литературой по жизни… увы… =(
P.S.S. По длине рецензии сразу видно, что Психея впервые за долгое время выспалась)

Комментарии


как «служение» кому-то укладывается в рамки представления о тех развлечениях и удовольствиях, которые по договору обеспечивает Мефистофель своему клиенту?...

Это были не развлечения и удовольствия, а метания души Фауста, он же искал миг блаженства...
Ну, к примеру, Елена и Сын как олицетворение семейных уз каких-то... Но они умерли, а он жил... и душа его продолжала метаться)
Там можно много покопать, если есть желание, но, видимо, просто Вам не свойственны душевные искания, поэтому так глухо)


миг блаженства в прислуживании? Какое-то извращенное представление о блаженстве - не находите?

На момент прочтения у меня было очень чуткое и глубокое желание покопаться. Именно внутри произведения, а получилось, что сначала надо сгрести все разрозненные части в одну кучу и только потом копаться. На процедуре сгребания я и сдалась.

Простите, но не вам судить о моих душевных исканиях и тем более не по короткой рецензии в интернете. Приношу искренние извинения, если каким-то своим высказыванием задела вашу тонкую душевную организацию. Но даже по прошествии времени я не склонна поменять своего мнения о книге, тем более, что оценка была выставлена нейтральная.


миг блаженства в прислуживании?

Если я весьма точно помню уговор, то это Мефик служит Фаусту, а не наоборот.

Какое-то извращенное представление о блаженстве - не находите?

нет, я не считаю каждого отдельного человека святым, у него могут быть мысли и даже желания, идущие вразрез с вашими эстетическими принципами. Вопрос в том, к чему приходит человек после испытания страстями.

На момент прочтения у меня было очень чуткое и глубокое желание покопаться. Именно внутри произведения, а получилось, что сначала надо сгрести все разрозненные части в одну кучу и только потом копаться. На процедуре сгребания я и сдалась.

Вам известно, что Гёте написал удивительно символичную книгу, что последующие поколения, их лучшие умы, интерпретировали это произведение. Если Вам не далась книга, почему бы не обратиться к критикам? если у вас действительно было глубокое желание покопаться.

не вам судить о моих душевных исканиях и тем более не по короткой рецензии в интернете.

Высказанная мной точка зрения - нейтральна и отражает моё видение вашей короткой рецензии в интернете. Она не претендует на правду в последней инстанции, она не ставит диагноз и не принуждает вас принимать её, она просто есть.
Лично моё мнение, что эффект от прочтения действительно глубоких книг - это производная ваших собственных жизненных исканий.


Если я весьма точно помню уговор, то это Мефик служит Фаусту, а не наоборот.


В данном конкретном случае именно Фауст (вместе с Мефистофилем) был в качестве развлекающего элемента при "короле". Именно этот фрагмент показался мне спорным.

у него могут быть мысли и даже желания, идущие вразрез с вашими эстетическими принципами


С этим спорить не буду, запишу прислуживание на счет тайных желаний Фауста.

Если Вам не далась книга, почему бы не обратиться к критикам? если у вас действительно было глубокое желание покопаться.


У меня было это желание до того, как я прочитала книгу до конца. После, увы, оно исчезло бесследно. Вполне возможно, что когда-нибудь я до Фауста дорасту. Но также не исключено, что это просто не моя книга и не мой автор. Неужели у вас нет таких даже среди классиков?

Высказанная мной точка зрения - нейтральна и отражает моё видение вашей короткой рецензии в интернете.
Это ваше видение меня по короткой рецензии в интернете. Не рецензии. Меня. Мне, а не тексту в вордовскую страничку, по вашему мнению не свойственны душевные искания)

Лично моё мнение, что эффект от прочтения действительно глубоких книг - это производная ваших собственных жизненных исканий.


Не исключено, что все именно так, как вы сформулировали. Однако, вы не допускаете мысли, что книги для каждого свои? И судить о моих жизненных приоритетах и опыте исканий на основе единственной нейтральной рецензии на классическое произведение несколько своевременно?
Если бы вы дали себе труд заглянуть в мой профиль в поисках любимых авторов или пролистали рецензии на классические книги, мнение ваше было бы совсем другим.

На самом деле я была очень удивлена, увидев что вкусы у нас не так уж и разнятся, как вам кажется. Так, что за давностью времени я нисколько не обижена на ваши слова) Но позвольте на будущее совет - не предполагайте о личности по одной рецензии, и сотни рецензий обычно не достаточно, чтобы раскрыть человека. Просто на ваши предположения многие люди могут обидеться)

На этой жизнеутверждающей ноте считаю дискуссию исчерпанной)


На этой жизнеутверждающей ноте считаю дискуссию исчерпанной)

давайте согласимся на том, что у меня были основания выдвинуть предположения на счёт ваших исканий, без осуждения или же нравоучения - просто предположения?! или это тоже нельзя?

И судить о моих жизненных приоритетах и опыте исканий на основе единственной нейтральной рецензии на классическое произведение несколько своевременно?

по идее должно быть "преждевременно". Но раз вышло своевременно, то, учитывая схожесть вкусов, то мы можем продолжить общение)


А если я скажу вам что это никто иной как пушкин написал я это знаю от заслуженного историка Гёте это просто псевдоним А С Пушкина .