Medulla

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

31 июля 2012 г. 23:09

1K

4

Легкость, с которой выжигаются шрамы-рисунки на шелке души, зависит от степени близости аппарата для выжигания к шелку души – иногда даже рубцов не остается, а нежная плоть распадается. Чем ближе и нежнее ткань, тем непоправимее удар. И тем больше удовольствия шрамы доставляют тому, кто выжигает, порождая ответную рефлексию боли-наслаждения у обрабатываемого материала – в душе.

Удивительная в своей красивой мерзости книга. Не о садизме и мазохизме. Нет. Не об извращениях. Нет. Эта книга о чудовищном явлении в отношении двух людей – психологическом насилии, причем насилии обоюдном, захлопывающего свой капкан за спинами двоих. История двух пар: выжигателей по душам Франца и Ребекки, а так же стерильно-идеальной пары университетских преподавателей Дидье и Беатрисы. Две разные по темпераменту пары объединят только одно – отсутствие любви, её корней внутри каждой пары. Насколько в современном мире подменяются понятия привязанности и любви, новым атрибутом времени - вседозволенностью. Брюкнер в этом романе потрясающе убедителен, описывая психологическую и духовную ловушку, в которую попадает тот, кто привязан больше – объект смелого и наглого манипулирования того, кто охладел, но желает унижать. Брюкнер тут ассоциативно хорош, все эти потоки дерьма, мочи, спермы и слюней – в его романе не физиологические жидкости нашего организма, а все то дерьмо, что до поры до времени прикрыто благостными кремовыми розами под названием - культура, воспитание и социальный статус. Красивый гротеск на трупном разложении темного колодца души (причем сразу возникла ассоциация с фильмами Гринуэя), который готов засасывать, вырывать куски плоти, но видеть собственное превосходство, видеть, как ещё вчера приносящий чувственное наслаждение партнер корчится и унижается, выпрашивая крохи внимания, и в этот момент закатить ему пощечину – красота. А с каждым ударом, с каждым шрамом от аппарата выжигания нервные окончания теряют свою чувствительность, а сила удара возрастает, пока не наступает смерть – некроз души. А потом, в один прекрасный момент, роли меняются и оба становятся заложниками внутренней тюрьмы на двоих. До конца жизни. Навсегда. На грани боли и наслаждения.

У Брюкнера получилась книга, скорее не о страсти, а о тайниках, глубоких темных колодцах, что гнездятся внутри нас и глубину которых бывает очень сложно измерить и преодолеть, выплыть наружу, не утонув и не захлебнувшись. Ребекка и Франц оказались внутри собственной тюрьмы, Дидье - в настоящей.

Книга прочитана в рамках флэшмоба-игры Дайте две!, мой вишлист.

Комментарии

Ужас. У меня был период в жизни, когда встречался с девушкой, и было такое вот взаимное духовное издевательство друг над другом. Это оставляет след внутри меня уже много лет.
Только вот интересно, если прочитать о таких событиях в книге, поможет ли убрать корни всей той гадости из собственной души?
За рецензию спасибо, написано замечательно)

+1 31.07.12

Я не могу сказать насколько с этим поможет справиться книга, но в свое время фильм Полански мне помог. Только книга более жесткая, много описано физических издевательств, но она ярко иллюстрирует конечную остановку этого пути психологического насилия. Книга бьет током по нервным окончаниям, больно бьет.

0 31.07.12

Самое интересное, а ведь получаю удовольствие от этого психологического насилия. Вот ведь в чем штука. Смотрел пару фильмов Бертолуччи, так мне в самый раз, именно та самая атмосфера общения, только у нас без грязи была.
А Полански отмечу пожалуй)

0 31.07.12

так в этом вся фишка - в удовольствии. На самом деле, это какой-то порочный круг: понимать понимаешь, что делаешь больно, а остановиться невозможно - наркотик. Только понимание, что этот путь ведет в тупик и может закончится совсем не мило, в какой-то момент останавливает.

+1 01.08.12

Ну вот. Без извращений.
А я уж губищу раскатил, когда про мерзость прочитал...

+1 31.07.12

не-не, извращения на месте, особенно в главе намбер ту. На этой главе многие читатели и ''умирают'' )) Мерзости и извращения на месте.

0 31.07.12

а, ну ладно тогда. в таком случае беру в хотелки ^___^

0 31.07.12

удачного преодоления второй главы ))

0 31.07.12

а скачать нигде нельзя эту книгу? :(

0 01.08.12

нигде её нет, увы.

0 01.08.12

Я вот недавно включил книгу в свой список, сейчас что-то страшновато стало ))

+1 01.08.12

книга страшная, да. )) до такой степени глубоко мало кто препарировал страсть и зависимость друг от друга двоих людей.

+1 01.08.12

Вседозволенность отношений врядли атрибут нового времени, в свое время и патриции себя этим побаловать любили, и средневековые "дворяне". Другой вопрос вседозволенность в литературе - это да, действительно свеженький атрибут... Мало кто рисковал так писать раньше

+1 01.08.12

Отчего же? Маркиз де Сад, Буковски. В свое время и Лоуренс писал вседозволенно.
Да и сейчас мало кто осмеливается настолько откровенно писать. Не просто про секс и извращения, а именно препарировать отношения, ассоциативно проводя параллель внешнего насилия с внутренним. Это рассказ о психологической ловушке для двоих.

Вседозволенность, как норма поведения - атрибут нового времени, я бы так сказала.

+1 01.08.12

Ну и сколько Вы имен назвали? Три? А в настоящее время в манере вседозволенности пишет чуть ли не каждый второй. Или может мне такие книги просто чаще попадаются?... :)

Вседозволенность, как норма поведения - атрибут нового времени


А вот с этим всё равно не соглашусь. Если рассматривать вседозволенность как проявление самовыражения обоих полов, таки да, но и то если принять во внимание, что относительное равноправие женщины имеют чуть более 100 лет (да и то не везде). А что касается вседозволенности со стороны мужчин, то это явление началось еще с каменного века.
Другое дело, что общественная мораль ненадолго приглушила слишком явные проявления вседозволенности (практически в пределах XIX и первой половины XX веков), что в последствии привело к расцвету обозначенного явления за счет равноправия, феминизма и сексуальной революции. Как то так. :)

0 02.08.12

Пишет-то, может, и каждый второй в манере вседозволенности, единицы вкладывают по-настоящему важные вещи в свои книги. И тогда страницы с ''мерзостями'' обретают смысл, страшный смысл. Как это умели делать Миллер или Буковски. Да и де Сад тоже. Но каждому встречному я не буду рекомендовать эту книгу. Ни за что )))

По поводу вседозволенности, пожалуй, соглашусь, но с одной оговоркой: на сегодняшний день человек (мужчина и женщина - оба) убрал стыд и внутренние ограничения на далекую полку и забыл о них. В данном случае, в истории Франца и Ребекки вседозволенность допускали оба по отношению друг к другу, как проявление привязанности и психологического насилия.

0 02.08.12
И тогда страницы с ''мерзостями'' обретают смысл, страшный смысл


Мне думается, каждый автор при описании мерзостей вкладывает свой отдельный более глобальный посыл. Вопрос только в том, что это мало кому удается... И тогда книга становится просто книгой с "мерзостями"...
К примеру, Московская сага Аксенова в моем восприятии является именно такой... (это одна из главных причин антипатии к автору и произведению)

на сегодняшний день человек (мужчина и женщина - оба) убрал стыд и внутренние ограничения на далекую полку и забыл о них


Убрал - да, это есть. С другой стороны, как давно (и долго) стыд был нормой общества, не говоря уж том, что общество обществу рознь :)

+1 07.08.12

Хотел бы еще понять еще один момент:

А потом, в один прекрасный момент, роли меняются и оба становятся заложниками внутренней тюрьмы на двоих. До конца жизни. Навсегда. На грани боли и наслаждения.


В моем понимании тюрьма (что внешняя, что внутренняя) это определенные ограничения для осознания и искупления совершенного. В тоже время когда человек балансирует между болью и наслаждением, значит у него либо есть какой-то выход из этой тюрьмы... не может же тюрьма (пусть даже и внутренняя) быть источником наслаждения?

0 02.08.12

Может. Для Франца и Ребекки быть во внутренней тюрьме друг друга - наслаждение. Без возможности выхода из неё.

+1 02.08.12

может быть более логичным было бы понятие ловушки? из которой они не могут выбраться самостоятельно...

0 07.08.12

А они и не хотят из неё выбираться. Никак. Ни самостоятельно, ни с помощью кого-либо другого. В этой пожизненной тюрьме без права амнистии и досрочного освобождения их счастье - в муках и боли.

+1 10.08.12

Всё, сдаюсь :)))
С выходом на главную! ;)

0 11.08.12

это, конечно, уже болезнь.

0 17.06.15

Интересно. Получается, фильм к нам попал давно, а книгу относительно недавно издали.

0 10.08.12

Да, фильм шел в прокате на большом экране в 1991/1992(не помню точно) году, а книга впервые (!) издана на русском только в 2009 году. Чудеса в решете )

0 10.08.12

Это что, вы о том одноименном фильме, который втайне от родителей смотрели подростки 90-х????

0 10.08.12

Я его смотрела в кинотеатре )) В 92 мне было уже 18 )))
В этом фильме ещё играли Хью Грант, Питер Койот, Эммануэль Сенье и Кристин Скотт-Томас.

0 10.08.12

ровесницы, значит)).

0 17.06.15

Я смотрела в кинотеатре весной 93го)

0 17.06.15

:( Нахлынули воспоминания... Очень близки мне и книга, и фильм. Очень знакомо это все...

0 11.08.12

Да. Причем фильм более пронзительный, а книга более жесткая и бескомпромиссная. Но цепляют оба...

0 11.08.12

Какой ужас, я теперь точно еще и книгу эту прочитаю)) Эх, где только не пропадал мой томик Шодерло де Лакло)) А заодно еще и "Ночного портье" и "Секретаршу" придется на этой волне теперь пересматривать. А возможно даже "Пианистку".
..В общем дурное вы влияние оказываете на неокрепшие мужские умы)
А если без шуток, то правда безумно интересно было бы прочесть, очень надеюсь, что книга была посодержательней экранизации. Многозначительно, по-эстетски, но как-то не душевно что-ли было его смотреть, пустым немного фильм показлся.

+2 11.08.12

:)
''Секретарша" - милейший фильм. Джеймс Спейдер в очередной раз меня покорил )))
Книга однозначно содержательней фильма, к тому же Полански сгладил острые углы и сделал фильм все-таки жизнеутверждающим, изменив конец книги, а вот сама книга - бескомпромиссна, глубока, омерзительна, но и глубока.

0 11.08.12

А с фильмом у книги сильные отличия? Если Вы смотрели?..

0 11.08.12

Я бы не сказала, что есть сильные отличия, но вектор направленности в фильме Поланского чуть иной, иная концовка, да и многие вещи из книги в фильме просто не покажешь. Фильм неплохой, а книга...книга, несмотря на всякие мерзости, очень талантлива, более жесткая.

0 11.08.12

Меня фильм в свое время потряс, о таком сложно говорить "любимое", но раз я его уже несколько раз пересматривала, значит, что-то близкое к этому, да... А вот о книге не знала, огромное спасибо, что рассказали!

0 11.08.12

Да, меня тоже в свое время фильм потряс до глубины души и помню, что я в кинотеатр ходила раза три, пока он был в прокате. Не могу к этому фильму применить слова ''любимый'', но однозначно из тех фильмов, что потрясли.
Книга вышла на русском только в 2009 году (спасибо Тексту), поэтому о ней и мало известно...

0 11.08.12
  • 1
  • 2