Больше рецензий

23 июля 2012 г. 20:20

190

4

Дневник горничной (1900)
Роман обыкновенно позиционируется как эротический и отчасти таковым и является. Нанизанные одна за другой истории горничной Селестины, которая переходит от дома к дому обнаруживая разные формы развращения своих господ. Впрочем, и сама она стоит такого окружения, уверенно учавствуя и способствуя всеобщему падению нравов. Кроме разного рода эротических перепетий, описанных с чувством иронии, книга заслуживает внимания и благодаря ряду других развиваемых в ней тематических линий. Во-первых, это всеобщность падения, которая стирает классовые различия: автор придерживается той точки зрения, что слуги и господа одинаково ничтожны. Во-вторых, это проблема сочетания ненависти и зависти: один человек завидует другому и поэтому его ненавидит, осуждая в нём то, чему завидует, то, чем сам хотел бы обладать. (Совершенно дьявольский круговорот и весьма распространённый). В-третьих, связь любви и насилия: обращаясь к этой теме, Мирбо делает куда как более смелый шаг, чем когда насыщает свою книгу описанием извращённых нравов.

Для меня всякое преступление, особенно убийство, имеет какую-то тайную связь с любовью... да, я положительно скажу!... красивое преступление захватывает меня также, как красивый мужчина...

Нескучное чтение для ума и воображения. Образцовый декадентский текст.

Сад мучений (1899)
Книга писалась десять лет, поэтому имеет слабую композиционную структуру - гармонична как Франкенштейн. Сначала Мирбо вознамерился заклеймить позором разного рода власть имущую публику. Сперва досталась имморалистам-интеллектуалам, после канальям-политикам.

убийство составляет всё основание наших социальных установлений, - следовательно оно необходимее всего для цивилизованной жизни

Потом, попинав их и так и сяк, он решает до смерти заэпатировать своих идеологических врагов (а заодно и всех читателей). Для этого выводится образ садистки-нимфоманки, которае поселилась в Китае возле Сада мучений, где придается созерцанию разного рода изощрённных пыток, всячески их оправдывая.

– Идите, милые, идите же скорее. Там, куда вы идете, еще больше страдания, еще больше мучений, больше крови, льющейся и впитывающейся в землю. Больше скорченных, разрываемых тел, хрипящих на железных столах, больше нарубленных тел, качающихся на веревке на виселице, больше ужаса и больше ада. Идите, мои дорогие, идите, уста с устами, рука с рукой.


Эта половина книги, как это раньше писалось "не для слабонервных". Само присутствие здесь символа прописано довольно невнятно, на первом месте гротеск и натурализм мучений, так что книга оставляет в основном неприятное впечатление.

То, что я видел сегодня, то, что я слышал, существует, и кричит, и воет вне этого сада, который для меня только символ, воет по всей земле. Я могу искать успокоения в смерти и никогда его не найду…

Книга, впрочем, имела вполне конкретные исторические аллюзии, такие как колонизация Бельгийского Конго и оставалась злободневной в ХХ веке. Юнгер брал её в качестве одного из образцов создавая свою аллегорию мира как живодёрни в "Мраморных утёсах" 1938 года.

Комментарии


гармонична как Франкенштейн
Это прекрасно! :))
Не люблю французов, но Мирбо заинтересовал. Спасибо за рецензию. Сама бы в жизни не взялась. :)


Касательно "Сада мучений" - на Ваш страх и риск!
А впрочем, возможно профессионального историка описаниями пыток и не запугать :)


Не могу сказать, что так уж люблю насилие, пытки и прочее в литературе (и вообще, где бы то ни было), но не запугать - это факт. Еще на лекциях пришлось наслушаться. :)


Чтение вообще-то скучноватое. Но согласна с утверждением, что это образцово-декадентская книга. Даже для современного читателя содержание "Сада пыток" воспринимается шокирующе, страшно себе представить, как это действовало на современников автора, наверное, это воспринималось жестко и порнографично.


Ну, если моя рецензия дезориентировала при выборе чтения - прошу извинить. Вполне допускаю, что "Дневник" может быть воспринят как скучный если отбросить из него ироничную составляющую, если эта составляющая не трогает. По существу, это гротескная книга - чего стоят хотя бы портреты людей, и это мне понравилось. Люблю когда реальность на пядь, не более, перекрывается действием и описанием в книге, этот зазор меня всегда трогает (как во многих рассказах Кортасара). Про образцовость: да, это субъективно, поскольку декаданс внутри себя весьма разный. В данном случае это та его линия, которая вырастает из традиции французского реалистического романа. Ну и наконец в отношении скуки следут учитывать, что в романе хватает эротических моментов, а это обычно по разному на эмоциональном уровне прочитывается мужчинами и женщинами.

Про "Сад пыток". Я же и написал про "натурализм мучений" и "неприятное впечатление". Что касается современников, то не берусь судить. По крайней мере поклонников у Мирбо хватало, в России - Толстой к примеру, да и вообще издавали его на русском до революции очень активно, а значит и раскупали.