Больше рецензий

18 декабря 2020 г. 00:05

890

5 Человек с чемоданом в душе

Ах, какая книга.

Пропитана насквозь праздником - в том самом "праздничном" смысле, который вкладывает в это понятие Слава Полунин:

Я не хочу жить, особенно на сцене, в буднях, потому что они выкрашены в серый цвет, источают запах непроветренного помещения и порождают тоскливое состояние духа. Я люблю сочные и яркие цвета, такие, как на рисунках детей, я люблю буйство ароматов, словно на Гавайях, я люблю насыщенность звука, даже если это всего лишь треск ночных цикад...
Такой наполненный до краев мир я и называю праздничным. Мир, который удивляет, ошеломляет, забирается под кожу и еще долго не дает вам покоя - ровно до тех пор, пока вы, наконец, не поверите, что праздничная жизнь куда интереснее будничной, и надо только сделать маленькое усилие над собой и научиться превращать будни в праздники. Праздничный мир наполнен творчеством, он позволяет создавать самого себя каждый раз заново.


Это не биография, не книга о спектале "сНЕЖНОЕ шоу", не исследование влияния смеха на астральное тело человека... Это целый мир со множеством дверей, и со множеством зеркал, где можно взглянуть на себя со стороны. Я читала книгу не отходя от клавиатуры компьютера - текст на каждой странице рассыпался для меня на цитаты, которые хотелось выписать, пропустить через себя, сохранить в памяти доподлинно... Во многом это потому что книга написана потрясающим языком. Живым, ярким, очень образным и очень точным. Только взгляните:

Человек на огромной скорости несется по туннелю, где справа и слева сплошные стены, а впереди маленькая точечка чего-то, что уже, кажется, мерещится где-то. Наша повседневность похода на узкую щель между запретами, общепринятыми нормами, привычками и приличиями; между долженствованиями и мнимыми свободами, которые сковывают нас порой куда больше, чем несвободы. И мы несемся по этой щели - дым из ноздрей - и перестаем различать цвета, запахи, вкус, перестаем чувствовать нюансы, замечать детали...

Правда, это потрясающе? И это при всем том, что Полунин признается, что "Молчание так бесконечно упоительно. Молчание так бездонно. Молчание такое искреннее." - какой парадокс! А ведь в парадоксах-то и заключается вся соль. Например, минимализм в клоунаде. Когда большинство клоунов стремятся к гротеску и преувеличениям, Полунин начинает колдовать на другом, почти что молекулярном, уровне -

...сначала цветом, потом движением, затем подключается магия ритма, недосказанность. Все в бесконечных нюансах, небольших поворотах, в дыхании.


Примерно последняя треть книги посвящена именно театру, именно "сНЕЖНОМУ шоу" - о разных площадках, о работе за сценой, о создании спектакля, грима, костюмов... А с каким уважением, теплом и любовью Полунин пишет краткие очерки о своих единомышленниках и коллегах!.. Вначале книги кажется удивительным, что столько потрясающих людей работали или работают вместе... А к концу книги этому просто перестаешь удивляться. Это не случайность, это - самая простая истина и самое естественное положение вещей. По-другому просто и быть не могло.

Взрослея, мы всё реже и реже позволяем себе всплеснуть руками и воскликнуть: "Вот это да!"
Будто мы всё это уже знаем и ничем нас не удивишь!
На самом же деле каждое мгновение нашей жизни достойно удивления - оно таит в себе бездну неизведанного.
Надо только снять шоры и взглянуть на мир глазами, незамутненными опытом.

Ах, я бы превратила эту рецензию в один большой цитатник и говорила бы сплошь словами Полунина, и не потому что мне нечего сказать - а потому что лучшими словами уже все им сказано. И не нужны этой книге никакие рецензии. И даже цитатники - общедоступные - не нужны. А уж тем более - краткое содержание или вольный пересказ.

Читайте, господа. Эта книга - лучшее, что вы могли бы сделать для себя.

Потому что наше позитивное отношение к миру способно сделать мир лучше.