Больше рецензий

16 декабря 2020 г. 18:27

466

3 Без эмоций

На этот раз, хотя излюбленная зацикленность и на месте, книга меня не поймала. Да, Кастанеда отыскал ещё один ракурс для пересмотра истории о встрече с доном Хуаном и описании времени до прыжка. Охватил весь временной промежуток, с первого до последнего эпизода. Но прежнего эффекта настройки внутреннего состояния читателя не получилось.

Предисловие было многообещающим. Тему зависимости мышления от языка в последнее время поднимал кинематограф, так что и правда хотелось узнать, что на этот счёт думает Кастанеда. Но Кастанеда решил обойтись яркой заявкой, которую толком не раскрыл.

Тема копания героя в дохуановском прошлом шла со скрипом. Мне не настолько интересны люди, чтобы их рядовые воспоминания читались с любопытством. Толкования дона Хуана ситуацию не проясняли и выглядели притянутыми за уши.

Немного утешили три фраевские темы: повторение собственного имени перед лицом бесконечности (так делал Нумминорих во сне), встреча с доном Хуаном в сновидении (так сэр Макс получает должность) и прощание с людьми навсегда (этому сэр Макс учится перед уходом на приключение).

Тема летунов, с одной стороны, заинтересовала новым взглядом на ум как на чужеродное устройство с общей для всех структурой, а с другой стороны, верещала изо всех сил, требуя немедленно взмахнуть над ней бритвой Оккама. Все эти сущности кажутся бесконечно лишними, как и многое в серии книг.

К счастью, серия подходит к концу. Добью и обязательно сделаю для себя выжимку, потому что полезные и просто красивые мысли и термины есть, но сколько же вокруг них воды и просто бессмыслицы. Даже для сказки.

Комментарии


Ваша заметка натолкнула на общефилософский вопрос - для того, чтобы в тексте находить бессмыслицу, нужно ли уметь точно определять границы единицы смысла (по аналогии с точными науками - молекула смысла, атом смысла и далее - мельчайшие неделимые частицы смысла) и возможно ли научиться таковые устанавливать?