Больше рецензий

8 июля 2012 г. 18:43

791

5

Однажды мне уже попадалась книга об оккультном в русской культуре, написанная англоязычными исследователями, но магии там уделялось мало внимания; зато авторы называли Нину Петровскую groupie, предлагали посмотреть на «Дьявола» Добужинского в перевернутом виде, чтобы увидеть демоническую женщину, препарировали «Месс-Менд» как образец литературы советского оккультизма и вообще развлекались на славу.

Райан по отношению к предмету серьезен (однажды лишь сорвался, заявив, что сюжет о жене, воскрешенной посредством обтирания головой убитого огненного змея, «дарит поклонникам З. Фрейда»), но его фактическая не-принадлежность к русской культуре все равно придает некоторую пикантность. Так, скажем, отдельные ритуалы требуют присутствия и даже участия медведя (ручного или, буде не позаботились о приручении заранее, дикого), и в устах автора-англичанина слова «если же медведя нет...» звучат забавно, — примерно как «если под рукой не оказалось муки...» в кулинарной книге.

Некоторые приметы доставляют и без комментариев: вымазанная сажей черная курица в темной комнате, гадание с запеченной в пирог иглой («уколовшая язык девушка выйдет замуж» — а проглотившей это, по-видимому, сулит смерть в девках). Или вот потрясающе ироничное: «встреча с девицей — предвещает неудачный день, с блудницей — предвещает счастливый день». Или целебный покойник, из которого вырастает царь-трава: «если муж жены не любит, возьми голову его и поставь пред мужа, — только что увидит, будет любить пуще прежнего». Ну а кто бы сомневался. С такими радикальными некромантками-то шутки плохи. Райан называет подобные практики на Руси «использованием трупа в позитивных целях». Тревожных (и новых для меня) моментов тоже предостаточно: вот завладевающий младенцем демон тиренький: «его присутствие обнаруживалось, если только что родившийся ребенок засмеется; за такими детьми следовало очень внимательно присматривать и никогда не показывать посторонним, чтобы не вырос урод» — pure fuckin evil, по-моему. Или поздняя, явно литературная примета, но как подмечено: «видеть сон во сне = к самому страшному несчастью, потере рассудка».

Книги с таким обширным материалом обычно приятно удивляют вот чем: ожидаешь от них независимого пласта информации, а в результате заполняются какие-то совершенно посторонние лакуны, которых автор книги даже не касается. Для меня они оказались, вкратце, такими:
- Гелла; известно, что Булгаков заимствовал имя у греков, о богине преисподней тоже слыхала, — а вот о «злой демонице Гилло (Гелло)», аналоге Лилит, слышу впервые;
- порадовало различие (и в то же время некоторое сходство) в поверьях славянской и скандинавской мифологии, связанных с влиянием стриженых/нестриженых ногтей на потустороннюю жизнь человека. Об отчете, который дается на том свете о каждой волосинке, — это общеизвестное; известен и проклятый корабль Нагльфар, сделанный из ногтей мертвецов, — которые, конечно, нужно срезать и сжигать, чтобы не поставлять лишний материал на его строительство. А Райан вспоминает еще и такое: «ногти у старообрядцев использовались как амулеты, способные помочь человеку выбраться из могилы и взобраться на небо».
- Артур Мэкен известен, помимо прочего, тем, что содействовал созданию легенды об ангеле, заступившемся за британцев при Монсе. Меня всегда удивлял хайп вокруг этой истории, но сейчас вроде бы прояснилось: Райан утверждает, что заступничество святых воинов вообще нехарактерно для мировых культур — кроме византийской и славянской. Так что тогда как для нас легенды о чудесных покровах более-менее привычны, англичан подобное вмешательство не на шутку смутило.

И напоследок — вообще о постороннем.

Я из тех, чье воображение давно и плотно занимает «Мор. Утопия». Это одна из тех единичных игр, которые, по-моему, достойны самого пристального внимания культурологов. И беглое упоминание в «Бане в полночь» о кукольных изображениях «лихорадок» и народных способах борьбы с эпидемиями заставило меня в очередной раз переустановить «Мор» и готовиться пересмотреть предыдущий связанный с ней опыт. Такие дела.

(Жаль, конечно, что Райан при таком обилии «зачем» мало внимания уделяет «почему»: т.е. мы-то знаем, зачем нужно молча посидеть на дорожку, но откуда это пошло — вопрос совсем иной. Но, поскольку книга заявлена как «обзор», такие копания наверняка и не входили в планы. Охотящимся за «почему» по-прежнему рекомендую Зеленина).

Комментарии


Очень ждала Вашу рецензию на эту книжку! Крутая как впрочем и всегда.
Я вот вспомнила, что про сидение на дорожку читала у Михайлина в "Тропе звериных слов". "Сидение" это метафора преисподней, и оно имело место в погребальной обрядности (поэтому античные люди в быту не сидели а полулежали), а также сидение связано с домашним культом мертвых, предков-родоначальников - с римским культом пенатов. То есть призывали на помощь "домашних" мертвецов. Как-то так.


Ого как неожиданно, спасибо большое за пояснение. "Тропа" очень желанна)


Еще вспомнилось, как в нашем богатом на суеверия быту аккуратненько так выносят забредшего ужика на венике, а не гонятся за ним с полным боекомплектом, хотя змей в семье боятся все - и безобидных тоже. Никто объяснить не мог, уже взрослой узнала о том, что домашняя змея - самый старый предок или первый из семьи, кто поселился в доме. Сколько нам открытий чудных)


О! Ничего себе, я всякий раз радуюсь когда узнаю такое - откуда взялись суеверия.
Слушайте, а можно я Вам подарю "Тропу"? Могу отправить с курьером или почтой России. У меня она есть и в электронном, но в очень плохом качестве (вот на полку положила), а там же картинки надо смотреть.


О змеях-предках я в этой начиталась, тоже любопытная)
Вам из Москвы дороговато обойдется отправить - я ведь в Украине. Но если захотите на что-нибудь обменять (у меня большинство бумажных книг отмечено) - я только за)


Домашние мертвецы, небось, в растерянности, потому что мы за компом часами рассиживаемся


Ахаха, призываем их котяточек на youtube посмотреть.


раз в год стабильно устанавливаю Мор, для того чтобы просто прогуляться по городу и по степи. ошеломляющий экспириенс


Я очень жалею, что не заполучила ее тогда же, когда впервые о ней узнала. В "МиКе" была статья на пару полос, да такая сумасшедшая, что я после одной статьи бредила игрой.


а я на ag прочитал рецензию, и тут же побежал покупать, до сих помню дождливый ноябрьский вечер - стою на остановке и верчу коробочку в руках, а потом ещё раз пять покупал и распространял среди населения.

к слову о "где-то есть писатель, который своей мифологией и миром переплюнет для меня эту игрушу" - можно попробовать "Мясо" Д'Лейси, многого не обещаю, но общая схожесть ацмосфер присутствует


Теги, конечно, пугающие) нужно будет добыть, спасибо.
Я еще возлагаю надежды в плане ацмосферности на Майкла Сиско, мне после "Тирана" кажется, что он способен на что-то подобное, если будет на мрачность давить, а не сказочность.


шикарная обложка у Тирана!
и ещё забыл совсем: Мистериум - очень точное попадание в стилистику Мора, да и Маккормака всего запоем прочитал поле этого

там в описании только спойлеры, не читайте!


Ого.
Заказала пингвиновское издание. Странно, что его англоязычный мир так игнорит.


Вай, какая годнота!
И про книгу, и про Мор.

В те времена, когда не было ни дня и не было ночи, не было верха и низа, не было ни воды, ни суши - был лишь великий Бык, Отец Плоти, Проложивший Линии, Качающий Рогами Бос Турох. Вынырнула же из бездны Суок и заполнила собой мир. Она пожрала звезды и пожрала свет. И не гибла Суок от огня, не тонула в воде, не старела и не желала вернуться в бездну. Стала тьма, Бос Турох, великий Бык, замерз во тьме, и его крик разорвал тьму, но не порвал Суок. Суок расползлась шире, и снова сомкнулась тьма. Тогда, отчаявшись, раскрыл Бос Турох свою пасть от горизонта до горизонта и стал пожирать Суок. И билась Суок, и рвалась обратно в бездну Суок - но часть за частью всосал ее в себя Бос Турох. И отныне она покоится в нем и тщится пожрать его изнутри, пока он объемлет ее.


Клара


Я не теряю надежды на то, что где-то есть писатель, который своей мифологией и миром переплюнет для меня эту игрушу. А то нехорошо как-то: я не геймер абсолютно.
Для такого писателя у меня место в пантеоне. Специальное.


Как жаль, что здесь не публикуют рецензии на игры. Интересно было бы узнать о вашем восприятии "Мор. Утопии"


Мне столько крутых интерпретаций встречалось)
Но эта конкретная книга мне прямо ок толчок дала - и о гаруспициях лишний раз подумать, БЫК ВНУТРЕННОСТИ МИКРОКОСМ МАКРОКОСМ, и о куколках. Надо освежить впечатление палюбэ.
Полный heads explode.


*заносит в хотелки книгу*


*Извините, я все о своем*
У японских женщин в древности наблюдался обычай дарить избраннику сорванный ноготь. В частности, у Сайкаку (17-й век) в одном из рассказов писаный красавец имеет полную шкатулку этого добра.


Чудесно)
В самом начале "Гарпагониады" герой очень мило сортирует коллекцию ногтей. Нямка, одним словом.


Да что ты будешь делать! =(


Ого! Кстати!
Кто родился в июле - вставай, наливай!


Ураура!
Я сегодня с самого утра эцсамое.


«использованием трупа в позитивных целях» ааааааа! Я прямо сейчас пойду копать труп и буду использовать его в позитивных целях (только в позитивных, торжественно обещаю, положа руку на сердце!), у меня как раз кладбище в 5 минутах ходьбы.
А вообще русские очень оптимистичная нация! У нас всё идет во имя хорошего настроения и всеобщего удовольствия, даже медведи)))))