Больше рецензий

16 ноября 2020 г. 17:00

98

5 А насколько вы искусны в соперничестве?

Давайте сразу к делу.
•На страницах книги мы узнаём истории четырех пар великих художников — Мане и Дега, Пикассо и Матисса, Фрейда и Бэкона, Поллока и Де Кунинга. В каждой главе описаны сложности в отношениях между художниками. Порой они не явные, порой перетекают в открытые конфликты. Но везде присутствует дух уважения, восхищения, зависти и соперничества.

•Выбирая определенные промежутки времени Себастьян Сми ведет параллельное повествование, акцентируя на событиях и реакциях художников. В какой-то степени книга биографичная, но, как мне показалось, по отношению к некоторым героям автор слишком субъективен и тем самым навязывает свое восприятие человека.

•Теперь немножко из сюжета.
Пикассо и Матисс.
— На первый взгляд отношения между художниками не очевидны, ведь они не были ни близкими друзьями, ни дальними врагами. Но капнув поглубже становится ясно, что Пикассо и Матисс находили в работах друг друга ответы (ну или хотя бы подсказки) для своего собственного творчества. И этот странный «не союз» подарил миру настоящие шедевры.
— Матисс однажды сказал: «Индивидуальность художника формируется в борьбе, в столкновении с другими индивидуальностями». Считайте, именно этим они и занимались, боролись за свою индивидуальность. Но в то же время художники тянулись к друг другу вдохновляя и подталкивая к новым прорывам. Хотя это не помешало одному кидать дротики в картину другого, а второму высмеивать «Авиньонских девиц».

Поллок и Де Кунинг.
— Товарищество с откровенным взаимным восхищением. Поллок, в отличии от де Кунинга, никогда не блистал в рисунке, зато считался королем абстрактного экспрессионизма. И ему удалось своим творчеством вдохновить де Кунинига отойти от привычного стиля и прорваться к подлинной оригинальности.
Как и у большинства людей искусства, у Поллока и де Кунинга были взлеты и падения. Иногда эти падения были более чем ощутимы:
— Как-то раз Поллока (знаменитого любителя выпить и ввязаться в драку) выпроваживали из чужого дома. Во время этой процессии он оступился и рухнул на землю, потянув за собой де Кунинга. Тот навалился на него и сломал Поллоку лодыжку. Это происшествие странным образом символизировало новую расстановку сил в их отношениях. Ибо до этого Поллок был на коне, а де Кунниг пешочком.

- Какие-то главы заинтересовали больше, какие-то меньше, но как и всегда, все дело вкусов и интересов. Порадовало, что благодаря тому как автор раскрывает характеры художников и объясняет мотивации их действий, ты начинаешь лучше понимать их искусство.
- Еще мне понравилась мысль, которая красной нитью проходит через всю книгу. Мысль о том, что важно и зачастую полезно суметь прислушаться, настроиться на волну другого человека и с открытой душой воспринять его влияние, при этом вовсе не обязательно сходить со своего пути.

А вы как считаете? В этом больше пользы или вреда?