Больше рецензий

5 сентября 2020 г. 20:22

661

5

Пол Экман и Уоллес Фризе в своих исследованиях в 60х гг. выделили 6 универсальных основных эмоций, одинаково выражающихся у людей на всех континентах: Счастье, Удивление, Отвращение, Гнев, Страх и Грусть.

Опираясь на это, Д’Орацио идёт другим путем, исследуя промежуточные эмоции, уловить и понять которые почти всегда труднее: Желание, Безумие, Веселье, Страдание, Изумление и Сомнение.

Чтобы понять, насколько эмоции оказались подвержены изменениям сквозь столетия, поскольку это дает на ключ к понимаю того, что породило эмоции и как относилась к ним эпоха.


Действительно ли Средневековье было страдающим? Почему в самых страстных сценах предметов искусства Античности лица героев так равнодушны? Как Гермафродит и другие боги античного пантеона повлияли на сегодняшнее искусство? 

Почему нужно было стыдиться желаний? И когда удовлетворение сиюминутных страстей стало обыденностью?

Почему причину Безумия перестали видеть проделками демонов? Что связывает «Медузу» Караваджо и «Сумасшедшую» Балла, а статую «Спящего Гермафродита» и «Амура победителя» Караваджо? 

Почему вдруг Святая Мария стала сомневаться в своей миссии? 

И как сомнение стало рычагом прогресса?


Д’Орацио будто открывает секретный код к произведениям искусства, которые мы уже знаем. Или думаем, что знаем. 


Ссылки на огромное количество источников не дают усомниться в достоверности информации. 


Большой интерес вызывают главы, посвящённые современному искусству. 

Я искренне стараюсь понять и принять его? поскольку считаю, что искусство – это не только эстетика, но мыслительный процесс, рефлексия увиденного или придуманного, и «радовать глаз» никогда не должно быть единственной функцией произведения. 

Кто не слышал о перфомансах Марины Абрамович или Билла Виола? Многое открылось с другой стороны. 


Все мы люди обуреваемы страстями, и художники порой в большей степени, поэтому разложить историю с точки зрения ни техники, ни стилей, ни мировой истории, а эмоций – завораживающая идея.