Больше рецензий

psyho_dmitry

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

3 сентября 2020 г. 10:08

773

3.5 На грани мифа

Довольно сложно написать рецензию на книгу, которая не совсем книга. Wall and Piece Бэнкси - это сборник фотографий его работ и цитат. Говорить о самой книге практически невозможно. Поэтому напрашивается высказаться по поводу социального явления, по имени Бэнкси и роли этой книги для его образа.

Бэнкси - загадочная личность, уличный художник, который начал писать граффити сперва на улицах Бристоля, затем по всей Британии, а сейчас и по всему миру (например, примечательна его поездка в Газу). Работы Бэнкси всегда наполнены точным отражением социальной действительности, являются по сути некими напоминалками и в прямом смысле стимулами, то есть острыми палочками, которые колят нас, чтобы мы как-то зашевелились и начинали думать. Его работы в некотором роде зеркало существующей реальности. Он освещает капиталистическое социальное неравенство с полицейским государством, с полицейским надзором и контролем, с перевернутой иерархией ценностей, когда жулик остается на свободе, а рандомного подростка могут скрутить и отправить за решетку. Общие темы Бэнкси - это нигилизм, антикапитализм, антифашизм, пацифизм, анархизм, антиконсьюмеризм. Он уже давно стал явлением уникальным, так как о нём знают все, но его личность остаётся загадкой (представляйте, в 2020 году сохранять анонимность).

Есть множество конспирологических теорий о том, кто такой Бэнкси. Хотелось бы, чтобы теории так и оставались теориями, ведь они подогревают интерес к его работам. Среди популярных версий - это то, что Бэнкси имеет отношения к группе Massive Attack и есть никто иной, как лидер группы Роберт Дель Ная. Наблюдательные люди заметили взаимосвязь между гастролями группы и местами, где появлялись в то время рисунки Бэнкси. Однако сам Бэнкси заявляет, основатель Massive Attack является его вдохновителем, что он брал с него пример. Возможно, это трюк, чтобы их не ассоциировали друг с другом. Существует так же популярная версия, что Бэнкси - это художник Робин Ганнингем.

Фигура Бэнкси значима для многих людей и персонально, и для современного общества в целом. На мой взгляд, пока он существует в нашем сознании, в нашем мире, как аноним, он, можно сказать, балансирует на грани мифа, на грани символа. У него есть все основания превратиться в символ, в юнгианском понимании, раствориться в архетипе, стать скорее олицетворением справедливости и правды. Можно сказать, то, о чем люди думают, но не высказывают вслух, они могут увидеть в рисунках Бэнкси. Лично мне бы хотелось, чтобы если уж мы раскрыли когда-нибудь тайну личности Бэнкси, им оказался не один конкретный человек, а целое социальное движение, группа людей под именем Бэнкси. Пусть мои мечты останутся мечтами, не смотря на существование Instagram Бэнкси и его поста про свою жену (что как бы снова показывает его индивидуальное существование).

Оставаться на грани мифологичности и не переходить за неё, Бэнкси помогают артефакты вроде документальных фильмов (например, "Выход через сувенирную лавку") и книги вроде Wall and Piece (кстати, оценили отсылку в названии к Прудону и Толстому?). Они показывают персону художника, делают его человечным в смысле существования в реальности. В этом я считаю роль и данной книги.

Что касается непосредственно Wall and Piece, то она точно для тех, кто уже знает о существовании Бэнкси. В ней собраны основные работы и некоторые его высказывания. Но ни то ни другое отдельной значимости не имеет, так как Бэнкси именно что растворён в информационном пространстве, и мы можем его видеть и читать более-менее везде. У него есть сайт, есть социальные сети, высказывания можно встретить везде, например, в самих граффити. Периодически через своих представителей он дает интервью в том числе крупным изданиям. Не думаю, что книга может стать дверцей, которая будет знакомить людей с Бэнкси. Лишним ее прочтение, конечно же, не будет, но скорее она именно для фанатов.