Больше рецензий

Sandriya

Эксперт

Душа ведьмы, чутье шаманки, и я - психотерапевт

28 июля 2020 г. 19:36

549

3 "Суетная мудрость человека доводит его подчас до безумия..."

В психотерапии существует множество различных методов, направленных на исцеление - и совсем не обязательно директивно влиять на человека, чтобы до него дошло). В вопросе несуггестивного воздействия нельзя не упомянуть литературу во всех ее библиотерапевтических проявлениях: в особенности это можно проследить в сказках. Сказки, во-первых, несут в себе надежду на обязательный положительный исход путешествия к себе, во-вторых, наталкивают на ощущение того, что каждый урок полезен самому читателю, в-третьих, не указывая, а значит, не ставя человека в позицию "под", демонстрируют, что же нужно ему сделать, чтобы исправить ситуацию. Поэтому очередная сказка может оказаться находкой как для читателя, так и для специалиста, который сможет положить ее в копилочку драгоценностей, даруемых тем, кто нуждается в помощи. Однако не каждая сказка та самая целительная и благотворная выдумка, да с намеком...

ея Хлебных Крошек" - это сказка в реальности. В принципе, далеко не плохая идея вплести в действительность "путь героя", когда основной персонаж им является, а сказочность не приводит к ощущению бедлама. Но эта история - пример обратного. Плотник Мишель представляет собой не мудрого человека, обретшего в себе баланс зрелости и детства, выражающийся в ответственности и принятии мира, каким он есть, в симбиозе с непосредственностью, свободой и верой в возможность невозможного, а инфантильное создание, решающее однажды не спорить не в силу осознания непоколебимости судьбы и Вселенной, а из-за неспособности выбирать, действовать и противостоять чему-либо самостоятельно. Весьма недоразвитый "герой" получается, плывущий по течению и ничего, собственно, не делающий из собственных побуждений... Дядя отправляет в ремесленничество - идет без спору, Фея кидает в разные испытания - проходит - зачем, что от этого получит, какой смысл в целом - ничего из этого не интересует Мишеля... Плотник задается лишь вопросом, что в реальности подразумевают все волшебные и мистические моменты жизни, а как только понимает, что Фея отвечать не намерена - легко и бесспорно* отказывается от любопытства. Какашка какая-то просто в проруби.

Сама Фея, она же принцесса Билкис, ведет собственную игру, пытаясь превратить своего избранника (любовь зла - полюбишь и козла) в мужчину - обольщает прекрасной внешностью с фотографии в медальоне и проводит с ним ночи под видом своей спрятанной под покровом проклятия* красоты, а днем, показываясь под настоящей сегодняшней личиной обучает уму-разуму и заставляет под видом испытаний проходить уроки жизни. Вот только Человеком Мишель стать не может, поскольку не наделен мужественностью, сознательностью и готовностью вырасти наконец. Ему проще и комфортнее продолжать находиться в сказке, сновидчестве и иллюзиях - даже несмотря на откровенное чувство самой Царицы Савской. Быть может, его попадание в сумасшедший дом и перспектива оказаться под жестоким лезвием опытов - единственная возможность исправить ситуацию. Однако, он исчезает оттуда до того, как получит хотя бы намек на трансформацию...

В общем и целом - совсем не ясен смысл этой сказки Шарля Нодье. Обычно все испытания и уроки даются персонажу, чтобы тот прошел трансформацию и получил награду за свое верное изменение. Однако Мишель-плотник совсем не изменился, ничего не понял, остался все тем же незрелым чудаком, не умеющим справляться со своей силой. Какую мораль хотел донести французский автор? В чем тайна его притчи? Зачем все это было? Одни вопросы без ответов...

картинка Sandriya