Больше рецензий

DmitryKv

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

30 июня 2020 г. 05:08

335

5

Это просто великолепная книга о Китае 1990-2000 годов. Особенно полезно читать эту книгу в связке с книгой «Плохо сделано в Китае», которая описывает Китай с точки зрения мировых торговых отношений.
Как и в книге «Плохо сделано в Китае», автор будет описывать ситуацию, которая сложилась после проведения реформ Дэн Сяопином, т.е. когда Китай отошёл от «головокружения от успехов», т.е. когда и население и власти стали трезво оценивать получившийся результат. И результат, что интересно, не понравился ни тем, ни другим. Всё же, прав был Черчилль, когда сказал: «Демократия—плохая форма правления, однако ничего лучшего человечество не придумало». К чему это я? Как это связано с книгой? Да вот напрямую. Китай, после того как понял, что коммунистическая идеология ведёт Китай всё глубже в сторону хаоса и архаики, в некую разновидность режимов, которые ещё никогда не существовали и которые может придумать только талантливый писатель-фантаст, решили принять идеологию так ненавистных им капиталистов. Но так как бывшие коммунистические режимы не способны понять, как устроена демократия и капиталистическая экономика, а также не видят подводные камни, то они, как Россия после крушения СССР, нырнули в образовавшуюся новую систему с головой. А что там образовалось-то? Что могло образоваться после отказа от коммунистической идеологии без постепенной реформации страны, как это произошло в странах Восточной Европы (это сравнения хромает, т.к. страны восточной Европы имели наработки нынешней демократии и капитализма задолго до крушения советского союза, т.е. база у них была уже готова)? Ответ: дикий капитализм. Кстати, дикий капитализм появился не только после распада СССР, но и в самих США (1888), да и, пожалуй, в Англии времён Диккенса. Так что можно сказать, это вполне естественная ситуация. Так вот, Китай нырнул в этот дикий капитализм. Поэтому, читая про Китай, я одновременно как бы читал и про Россию 90-х и про Россию 2000-х и про сегодняшнюю Россию. Только сегодня нас роднит с Китаем не столько дарвинские правила игры в экономике, сколько закручивание гаек в области политики. Те же точечные репрессии, которые произошли в Китае, появились и в России, пусть и не в такой пропорции. Более того, читая книгу, мы будем удивляться, что долгое время китайское правительство закрывало глаза на всех этих несогласных (с политикой партии и правительства), на всех эти оппозиционеров. Автор будет описывать, как граждане, почувствовавшие, что они имеют право требовать от властей соблюдение закона, начали открыто это требовать. К примеру, люди стали писать о многочисленных случаях воровства, т.е. о том, как коррупция привела к многочисленным жертвам будь то от землетрясения (чиновники украли на строительстве, поставив сырьё худшего качества) или трагедии на железной дороге. Практически в каждой технологической катастрофе можно разглядеть коррупцию, которая если не стала основной причиной трагедии, то поспособствовала увеличению её жертв. Вообще, раздел про коррумпированных чиновников и про то, как сама компартия это покрывает, как она затыкает голоса тех, кто просто хочет, чтобы «не воровали», меня просто потрясла. Т.е. на самом деле там похоже никто в идеи Ленина и Маркса не верит и что главная идея, это «срубить побольше бабла» (культ бабла). Ведь в ином случаи, компартия наоборот бы награждала людей, кто вскрывает случаи коррупции, т.к. коррупция не только разъедает государство, но и снижает престиж партии. Увы, но реальность, как показывает книга, намного банальней. С началом реформ, все идейные куда-то разбежались.
Как многие уже отметили, автор будет описывать истории жизни нескольких людей. Кто-то знаменит на весь мир, а кто-то, совершенно обычный человек. Одни настроены оппозиционно к действующей власти. Другие хотят её реформировать, оставив при этом у власти. Но тех, кто доволен всем, в книге нет. Т.е. мы видим либералов и…националистов. И обе группы недовольны тем, что делает власть. Обе группы недовольны той коррупцией, которая появилась с началом реформ. Обе группы находятся в подавленном состоянии, в подавленном моральном состоянии. И те и другие недовольны, куда движется Китай. К примеру, автор показывает, что хоть реформы и принесли богатство (правда, довольно узкой прослойке людей), но ощущения удовлетворения они не принесли. Да, некоторые китайцы теперь имеют возможность покупать товары класса люкс (одежду, технику и пр.), ездить на роскошных автомобилях и снимать кучу женщин. Однако чего-то не хватает. И поэтому многие обратились к религии и в сторону различных сект, включая гадалок, предсказателей судьбы и пр. Что тоже, кстати, свойственно России, где люди знают о христианстве ровно столько, сколько они знали о марксизме-ленинизме и поэтому это больше напоминает смесь языческих культов с привкусом христианства. Причина? Ответ мы находим у Абрахама Маслоу в его пирамиде потребностей. Китай удовлетворил первые базовые потребности, а дальше – потолок. Не может человек в нынешнем Китае быть таким же свободным (а это одна из потребностей по Маслоу) как в Германии, Англии, США, Канаде или даже в Эстонии. Да, у него много денег. Да, он может купить все, что захочет. Но он не может купить уважение. Он знает, что власть, если захочет, раздавит его и ни суд, ни общество его не защитит. Вот как раздавили ту маленькую девочку, историю которой автор описывает в книге. Как по ней проехалась сначала одна машина, потом другая, потом, вроде, даже третья. И никто не помог ребёнку. Почему? А потому, что цена человеческой жизни в Китае ровным счётом ничего не стоит. И если власти могут переехать танками своих граждан, и никто за них не вступится и не поможет, значит и сами люди могут переехать ребёнка с такой же лёгкостью и опять же, никто не поможет. Этот случай с ребёнком является лишь отражения более глобальной истории связанной с площадью Тяньаньмэнь. Жаль, конечно, что в книге автор не упоминает, как богатые люди отправляют своих детей жить на Западе и покупают там недвижимость.
Странно, что никто не обратил внимание, но мне кажется, что книга ясно показывает, что ситуация не может долго оставаться такой как сейчас, что должно либо произойти возвращение к полному контролю всего и вся, либо проведение реформ, но уже в политике. Как я уже сказал, автор показывает, что в Китае никто уже не верит в какую-либо коммунистическую идеологию, что коррупция пронизана сверху донизу и что народ вовсе не чувствует себя довольным и что под фасадом бушуют недовольства. Мне кажется, что все эти националистические и анти-западнические призывы основаны на том, что некоторые китайцы считают, что деньги, которые так обильно затопили узкую прослойку, принесли в страну и коррупцию, и отчуждение китайцев друг от друга. Т.е. если раньше все были нищими, то теперь некоторая часть стала ультра богатыми. А мы из психологии знаем, что человек ощущает себя нищим не тогда, когда ему нечего есть и нечего носить, а когда он видит, что его сосед живёт намного лучше, чем он. И вот этот психологический феномен и стал, как мне кажется, причиной того, что определённая часть китайцев стала настроена против Запада и США, включая их культуру и товары. Именно поэтому они хотят возвращения исконно китайских норм, культуры и традиций.