Больше рецензий

14 января 2020 г. 09:48

1K

5 Нравы катарского края

Книга Ле Руа Ладюри посвящена горной деревеньке, где проживало около трехсот человек. В начале XIV века деревушка стала объектом пристального внимания местной инквизиции, искавшей следы катарской ереси, которых в деревушке было предостаточно: хотя альбигойский крестовый поход закончился почти сто лет назад, в деревушке почитали добрых людей. Сохранили протоколы допросов на несколько томов, из которых Ле Руа Ладюри и сделал книгу, где описываются обычаи и верования селян, с цитатами и пояснениями.

Надо отметить, что деятельный епископ Каркассона не зря таскал на допросы жителей деревеньки: за время его деятельности было несколько случаев эндуры. Из книги Шафаревича о сектах, в которых зарождалась социалистическая идеология: «Большинство катаров не надеялось исполнить строгие заповеди, обязательные для «совершенных», и рассчитывало получить «утешение» на смертном одре, нaзывавшееся «добрым концом».

…Часто, когда больной, принявший «утешение», потом выздоравливал, ему советовали покончить жизнь самоубийством, которое называлось «эндура». Во многих случаях эндура ставилась как условие «утешения».Нередко ей подвергали стариков или детей, принявших«утешение» (конечно, при этом самоубийство превращалось в убийство). Формы эндуры были разнообразны: чаще всего голодная смерть (в особенности для детей, которых матери переставали кормить грудью), но также кровопускания, горячие ванны, сменяющиеся резким охлаждением, напиток с истолченным стеклом, удушение. И. Доллингер, разбиравший сохранившиеся архивы инквизиции в Тулузе и Каркассоне, пишет:

«У того, кто внимательно изучит протоколы обоих вышеупомянутых судов, не останется никаких сомнений в том, что от эндуры погибло гораздо больше людей – частью добровольно, частью насильно, – чем в результате приговоров инквизиции» (Dollinger J. Beitrage zur Sektengeschichtedes Mittelalters. Erster Theil. Geschichte der gnostisch-manichaischen Sekten. München, 1890., p. 226)» [2, с. 204 – 205].

Современный французский историк к нравам катаров относится спокойно, даже с любованием: катарский край, сильные традиции, укоренившиеся практики. Этот спокойный заинтересованный тон "волшебника из страны Ок", как называют его в послесловии, дарит отдельные сильные эстетические переживания.

Источник