Больше рецензий

4 января 2020 г. 22:08

425

5 Мудрые мысли всегда приносят наслаждение

Если человек вдруг решается заикнуться об эстетической стороне чего-либо, то, конечно, будучи не глупым, он изначально допускает, что многие сторонние наблюдатели на него повесят ярлык позера, а на мысли его – штамп снобизма. Какая к черту эстетика? Выражаться необходимо тривиально, чтобы толпе было понятно.

К чему, собственно, это мимолетное зубоскальство? Все просто. От чтения Умберто Эко я получаю эстетическое удовольствие. Отброшу в сторону стеснение и сообщу, что эстетическое удовольствие я получаю даже при том условии, что, каюсь, во многих местах обнаруживаю у себя абсолютное отсутствие знаний по вопросам, поставленным Эко в своих произведениях, записках или статьях. Возможно, что далеко не последней причиной такого нравственного восприятия является стремление к знаниям – ведь известно всем без исключения, что мощное желание чему-либо научиться создает половину успеха. Эко аккуратно понуждает читателя к получению новых знаний; конечно, читателя подготовленного – на неплодородной почве хороший урожай не жди.

По факту «Заклятие сатаны» это сборник мыслей великого автора, которые он ясно, сдержанно-эмоционально и емко изложил в своих любимых «картонках». В лучших традициях своего любимого Платона Эко использует юмор для понимания серьезного. Авторские суждения затрагивают все жгучие темы: политику, религию, СМИ и интернет.

Я склонен считать, что умных людей читать интересно, а в случае открытия общих мыслительных точек соприкосновения еще и приятно. Тот самый случай. Есть ли необходимость рекомендовать это издание лишь поклонникам писателя? Нет, не так. Я бы рекомендовал данную книгу тем, кто знаком с итальянской культурой, образованием и политикой. Достаточно будет и скоротечного касания, но все же оно необходимо; в противном случае, есть риск, что вдумчивое чтение, а с Умберто Эко по-иному лучше и не связываться, трансформируется в чтение скучное. Правда, мне повезло. Тех самых «итальянских знаний» в моем багаже не так много, что, однако, не позволило мне разочароваться в потраченном на прочтение времени.

Эко принуждает читателя запускать интернет и серфить в поисках новых определений, значений слов и целых предложений. Учитывая, что «Заклятие Сатаны» состоит именно из авторских заметок и эссе, то есть последовательное сложное повествование, присущее, например, романам автора, отсутствует, текст вполне себе читабелен.

Вернемся к эстетике. Человек, над которым одерживают победу личные комплексы (умозаключения такого человека всегда пристрастны), редко способен признать правоту оппонента в споре, в объективно хорошем всегда найдет изъяны, а свое внимание будет обращать исключительно на те вещи, к которым питает личный интерес. Сторонним отзывом, воздвигаемым уже на готовый труд, не так сложно, если не разбить, то зацепить отрадный и благополучный ореол вокруг предмета рецензирования. Да и в принципе разрушать – не строить. К чему я это? Отзывы о книгах Умберто Эко носят смешанный характер, но все, что выходило из-под его пера, пропитано умственной красотой и чтение такого автора – это бесспорно эстетически-интеллектуальное удовольствие.