Больше рецензий

KahreFuturism

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

3 февраля 2019 г. 16:55

2K

5 В поисках себя

o-o.jpegОб Алане Уотсе я узнала ровно год назад от хорошего друга, а затем благополучно забыла об авторе вплоть до января этого года, пока его имя не начало выскакивать то тут, то там: от разных людей, в разных статьях. Комбинация букв УотсУотсУотс буквально преследовала меня, словно побуждая прочитать уже хоть что-нибудь.

Я верю, что у каждой книги есть идеальное время прочтения индивидуально для каждого человека. В данном случае знакомство с автором произошло не поздно, не рано, а как раз тогда, когда должно было произойти.

Данная книга представляет из себя сборник лекций, в честь одной из которых книга и названа, но другие статьи нисколько не уступают ей в содержательности. В данном сборнике автор рассматривает вопрос влияния урбанизма на человека и последствиях оторванности от природы, которые проистекают из извечного конфликта Бога, человека и природы, которые в Восточной философии есть суть одно.

Немало внимания уделено духовности и чувственности в аспекте союза мужчины и женщины, который олицетворяет собой единство благого начала и Духа в мужчине и, соответственно, порочного и плотского - в женщине. Данная интерпретация полов, как известно, вряд ли может вести к какому-либо единству. Здесь же рассматриваются потуги свержения "порочного", которое, как мы знаем, отнесено к женщине (хотя наиболее удобным для всех было бы решение просто завязать мужчинам глаза, раз они настолько подвержены соблазнам. Только представьте, сколько бы женщин избежало Святой инквизиции!), с помощью целибата, жертвоприношения сексуальности, отдаваясь инструкции механического движения с постоянным ощущением греховности и стыдливости деяния.

Так как воздержание от соития в большинстве случаев приводит как раз к обратному - остервенелому излишеству, виновницей остаётся по-прежнему женщина, которая искушает и когда ты с ней, и когда ты без неё. Но откуда берёт начало этот конфликт? Следующие идеи, лёгшие в основу христианства, априори не могут уживаться вместе: иудеи верят в святость зачатия, необходимость продолжения рода и греховность расходования семени не по назначению. Однако орфически-ессейско-индийская идея заключается в необходимости ухода из плоти, о нежелательности рождения потомства и о святости девственности. Подводя итог, автор говорит:

Святость или мудрость как призвание, которое исключает другие, является симптомом исключающего образа восприятия вообще и неполноценного духовного сознания в частности. Основное предположение такого сознания состоит в том, что Бог и природа противостоят друг другу и поэтому человек должен выбрать что-то одно. Эта точка зрения дуалистична, и поэтому я всегда удивляюсь, когда встречаю ее в традициях, которые осуждают дуализм.

Следующая половина сборника посвящена самосовершенствованию и видению освобождения с точки зрения дзэн-буддизма, обильно сдобренной примерами, цитатами из трактатов и аллюзиями. Автор углубляется в объяснение того, что 1) Всё есть суть одно; 2) Всё есть пустота; 3) Всё изначально совершенно в своём первозданном состоянии; 4) Ответ на вопрос кроется в самом вопросе и вопрошающем.

Нивелируется идея мотивации и погоней за целью ради самой цели, когда эта цель ещё не достигнута как фундаментальный замкнутый круг, который рушит жизни; попытке избежать не желаемого, но

Ведь если я всеми силами пытаюсь избавиться от конфликта, который по существу обусловлен моим желанием от него избавиться; если, по-другому, сама структура моей личности, мое эго, является попыткой сделать невозможное, тогда я есть сама тщетность и пустота до глубины души. Я есть чесотка, которой не о что почесаться. Эта неспособность делает чесотку еще сильнее, потому что чесотка — это и есть желание почесаться!

...необходимости концентрироваться на настоящем моменте, осознавать свою беспомощность перед тем всем единым, принимать это и быть счастливым - "не можешь решить проблему, не делай из этого проблему". Сердцевина покоя кроется в одной простой фразе: "когда действуешь, просто действуй; когда думаешь, просто думай. Главное — не сомневайся". Сомнения и сожаления, и гадания если бы да кабы разрушительны по своей природе.

Далее автор затрагивает идею воздержания от суждений и порицаний, потому как, если одно кажется тебе добром - живи с ним, нечего врываться в чужие жизни с мечом, несущим добродетель, так как для другого оно вполне может оказаться злом - у всего один источник.

Данный сборник во многом напоминает диалог с самим собой, порой не всегда приятный, потому что в нём есть и идеи, которые довольно тяжело принять, так как они о тебе и требуют принятия чёрствой правды. Это словно заглядывание в колодец, в котором собственное отражение.

Хочется добавить, что для Западного человека данные установки олицетворяют хаос, всё словно бы пускается на самотёк; какой смысл в пустом созерцании, когда в это время можно сделать то, то и то; как всё может быть суть одно, когда все мы боремся со злом; как можно увидеть три тропы и не захотеть пройти каждой, досконально исследовать их и классифицировать местный гербарий по тысячам пунктам для сближения с понятием "что есть природа"?

Только где в этом жизнь?

В рамках Книжного путешествия, ход 11, От А до Я.