Больше рецензий

4 января 2019 г. 15:58

106

0 Рождённый в джазе!

Книга Владимира Мощенко «Блюз для Агнешки», это ряд избранных автором прозаических произведений, рассказывающих о жизни СССР, в эпоху так называемой «хрущёвской оттепели». О тех временах, когда наша страна приоткрыла «форточку» в железном занавесе, разделяющим две идеологии, два мира и две политики того времени...
Среди вымышленных автором персонажей то и дело мелькают имена реальных людей. Сюжет ведет читателя то в Тбилиси, то в Европу, в Будапешт, где на каждом перекрестке есть кафе и там играют комбо блестящих джазменов: Джона Колтрейна и Стэна Гетца.
А вокруг – отголоски яростного жара антисталинского восстания и непреклонная жестокость карательных советских танков. Именно здесь, главного героя романа, Митю Чурсина, встречает его первая настоящая любовь – Агнешка...
В своем предисловии к этому изданию Василий Аксенов пишет: «Очень необычная, странная, пронизанная античной поэзией вперемежку с джазовыми аккордами книга».
И само предисловие озаглавлено: «Рожденный в джазе».
Не менее интересно и высказывание Александра Кабакова, размещённое на обратной стороне книжного переплета, в котором он отмечает, что «писательство Владимира Мощенко пропитано поклонением высшему из искусств — музыке и, собственно, само есть почти музицирование…». Оба мнения справедливы. Музыка, джаз и вообще искусство занимают особое место в жизни героя романа «Блюз для Агнешки» и других действующих лиц книги, но содержание её шире: трагическая жизнь человека в несвободном обществе и народа в несвободном государстве, где преследуемый джаз становится символом свободы.
И где искусство – освобождает личность.
Именно такая атмосфера прикосновения к прекрасному и породила людей, подобных безвременно ушедшему от нас Борису Немцову. Людей, для которых честь, совесть, служение своей Музе, не пустые слова, а смысл жизни. Людей, которых так не хватает нам сегодня потому, что, рванувшись навстречу свободе страна наша, не встретила рухнувшего в одночасье сопротивления, и со всего маху вляпалась в бездну беспредела вседозволенности и стяжательства. И многие именно беспредел этот, сочли за проявление подлинной свободы, хотя, на самом деле это всего-навсего вседозволенность.
У книги единое пространство – огромная территория, где живут и странствуют, и Митя Чурсин, и герои других произведений.
Единое пространство, единая атмосфера, единая судьба, всё это – неосознанно выраженная история судьбы самого автора. И история эта ощущается в романе, в повестях и в эссе, вошедших в книгу.
В прозе поэта-лирика Владимира Мощенко присутствует сам рассказчик, его интонация, язык, вроде бы вполне литературный, но с легким налетом южной провинции, малой родины автора, донецкого городка Бахмута.
Герои писателя – самостоятельно живущие люди, но каждый их шаг дышит его автобиографией. И именно это создаёт атмосферу достоверности описываемых событий, дарит читателю неповторимое ощущение сопричастности к происходящему. А такое, под силу только талантливому писателю.
Книга стоит того, чтобы её прочесть.