Больше рецензий

28 декабря 2018 г. 16:03

2K

4.5

Так уж сложилось, что, хотя интересуюсь искусством я уже несколько лет, но до недавнего времени за моей спиной были лишь живописные альбомы. Конечно, я понимала, что их, мягко говоря, недостаточно для того, чтобы разбираться в живописи, поэтому, когда я увидела эту книгу, то сразу же решила, что оно мне надо. Книга оказалась действительно хорошей, однако не совсем оправдала мои ожидания.

Дело в том, что около двух третей книги я читала и чувствовала, что не получаю для себя принципиально новой информации. Хотелось больше теории, каких-то "ключей" к пониманию живописи. Нельзя сказать, что они отсутствуют, но мне их было мало. Данная часть книги состоит из кратких описаний и анализа картин, а я их в живописных альбомах начиталась достаточно. Но чем хороша работа Вудфорд, так это тем, что автор строит её на постоянных сравнениях. Она не просто приводит описания картин, она сравнивает полотна, написанные на одни и те же сюжеты или принадлежащие к одному и тому же жанру, но созданные разными мастерами и в разное время. Особенно интересно было увидеть, как по-разному разные художники могли изобразить одного и того же человека. Также книга порадовала небанальной подборкой картин. Благодаря ей открыла для себя несколько новых работ, которые до этого никогда не видела, и художников, на которых раньше не обращала особо внимания.

Последняя же треть "Как смотреть на картины" лично для меня оказалась очень полезной. В этой части работы автор пишет о более общих вещах, таких как живописная традиция, композиция картины, изображение пространства, скрытые смыслы, а так же рассуждает о том, что отличает очень хорошую картину от по-настоящему великой - в общем, легко и доступно погружает читателя в ту самую теорию, которой мне так не хватало.

Очень любопытной показалась мне глава про живописную традицию. Не секрет, что мастера настоящего не могут творить, не опираясь на живописное наследие прошлого. Автор демонстрирует это читателю на примере нескольких произведений искусства, неразрывно связанных друг с другом. Вудфорд пишет о работах Пикассо, написанных по мотивам "Завтрака на траве" Мане. Оказывается, Мане заимствовал позы персонажей своей картины с несохранившейся работы Рафаэля. Но и Рафаэль придумал данную композицию не сам! Для искусствоведов очевидно, что он писал свою картину под впечатлением от увиденного им в Риме рельефа. Так невидимая ниточка неразрывно связывает созданные в ХХ веке творения Пикассо и римский рельеф III века н. э.

Но больше всего мне понравилась глава про формальный анализ - метод сравнения картин, разработанный искусствоведом Генрихом Вёльфлином. Вёльфлин предложил сравнивать картины Возрождения и барокко по нескольким "параметрам", при этом получается, что картинам каждой эпохи в каждом из "параметров" соответствует свой характерный признак. Формальный анализ заинтересовал меня настолько, что мне даже захотелось почитать работы Вёльфлина, однако я опасаюсь, что они окажутся для меня слишком сложными.

Таким образом, книга написана на достойном уровне и в целом мне понравилась. На мой взгляд, для человека, только-только начавшего изучать искусство, она может оказаться очень и очень полезной.