Больше рецензий

13 ноября 2018 г. 15:03

752

0 Экономика добра и зла

Рецензия книги «Экономика добра и зла»
«Экономика добра и зла» является результатом работы Томаша Седлачека, (который входит в число влиятельных авторов) о том, как менялись представления человека о мире с экономической точки зрения.
В книге проанализированы исторические источники и труды великих мыслителей: от шумерского эпоса и Ветхого Завета до древнегреческой и христианской литературы, от Рене Декарта и Адама Смита до эпохи постмодернизма.
Цель анализа – показать экономические взгляды людей различной национальности, вероисповеданий и исторического периода.
В своем исследовании Томаш Седлачек выражает философский подход, убеждая читателя, что экономика, по сути, занимается вопросами добра и зла.
Экономика, которую мы знаем сегодня, представляет собой культурный феномен, продукт нашей цивилизации. Однако мы не создавали ее специально, осознанно. Мы даже в полной мере не представляем себе, каковы истоки этого феномена и как именно он работает. В этой книге автор пытается разобраться, как развивалась экономика на протяжении веков, и как менялось ее восприятие людьми.
Автор подчёркивает, что все ключевые идеи, с которыми имеет дело экономика, выходят далеко за ее пределы, а нередко и за пределы науки как таковой. Поэтому стоит смотреть на неё с точки зрения философии и истории, антропологии и психологии.
Автор считает, что для понимания человеческого поведения нужно, прежде всего, изучить, как происходило становление идей, сформировавших нас. В том числе идей о добре и зле.
Анализ экономики древнего мира автор начинает с «Эпоса о Гильгамеше» – литературного памятника, созданного четыре тысячи лет назад.

Седлачек отмечает, что вопросы, которые поднимаются в «Эпосе о Гильгамеше» созвучны тем, что интересуют нас до сих пор. Еще одним важным аспектом произведения автор считает дружбу между Гильгамешем и Энкиду. В эпосе можно найти и прародителя принципа невидимой руки рынка: в образе дикого зла, которое после укрощения стало служить на благо людям.
Упоминание о добре и зле в произведении присутствует, однако систематического решения этой проблемы на моральном уровне не предлагается. Зло в этом тексте – нечто внешнее, существующее вне человеческого общества. То есть речь идет о природном зле, которое не творят люди, а которое просто происходит.
Этот литературный памятник подарил мировой экономике массу ценных идей, например, об уважении к законам и частной собственности, прогрессе и линейном восприятии времени.
Влияние христианства на формирование современной экономики трудно переоценить. Западное общество во многом ориентируется на то, что говорит религия по тем или иным вопросам (что стоит делать, а чего не стоит делать) – пишет Седлачек.
Библия полна экономической терминологии и использует социальный и экономический контексты. Один из важных постулатов: «И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим» – является иллюстрацией к этому тезису.
Прежде чем перейти к анализу наследия Адама Смита, Седлачек вспоминает другую историческую личность – Бернарда де Мандевиля. Он известен гораздо менее Смита, однако именно де Мандевиль является настоящим отцом идеи о невидимой руке рынка в той ее форме, которую мы знаем сегодня. Де Мандевиль был убежден, что общественное благо может и должно базироваться на эгоизме. Если бы мы полностью избавились от зла в себе, то вскоре наступил бы конец и нашему благополучию. Ведь каждый наш недостаток одновременно означает и спрос на ту или иную услугу или товар.
По мнению Седлачека, основной вклад Смита в развитие экономики – это утверждение, что общество может существовать только благодаря эмпатии, сочувствию. Он считал, что человек чувствует связь между собой и даже самыми удаленными от него членами сообщества.
Таким образом, распространенное толкование идей Смита является ошибочным. И это неверное толкование ведет экономику неправильным путем, уверен автор. Чтобы понять, почему экономика находится в современном состоянии, нужно изучать двух Смитов, вспомнить о роли этики в обществе. «Основной посыл Смита, который он оставил экономистам, заключается в том, что экономика не должна отодвигать на задний план вопросы морали, ведь именно они и являются ключевыми», – утверждает Седлачек.
По мнению Седлачека, все, что вложено в наше сознание, лучше всего познается во время кризиса. Сила часто скрывает истинное положение дел, а слабость – открывает его нам. Поэтому именно сейчас, когда человечество переживает кризис за кризисом, мы можем разобраться, в каком состоянии находится мировая экономика, куда движется общество.
Анализируя текущее состояние дел, автор выделяет несколько важных факторов. Во-первых, это пресыщенность западного мира. «В то время как огромная часть мира голодает, проблема нашей цивилизации – как наесться и при этом не наесться», – пишет Седлачек.
Чем больше у нас есть, тем большего мы хотим. Почему так происходит? Возможно, нам казалось, что чем больше у нас будет, тем меньше нам будет нужно. Мы думали, что удовлетворение потребностей приведет к уменьшению их количества. Но произошло обратное: у богатых желаний больше, чем у бедных. «Каждое удовлетворенное желание порождает новое желание и таким образом оставляет нас неудовлетворенными, – пишет автор. – Поэтому необходимо обращать внимание на каждое новое желание, которое мы себе придумываем, ведь оно становится нашей новой зависимостью. Потребление – это наркотик».
Что может послужить решением этой проблемы? На первый взгляд может показаться, что это аскетизм, однако автор уверен, что хороший ответ – это так называемая шаббатная экономика. Тора говорит, что человек должен работать шесть дней, а седьмой – отдыхать и наслаждаться плодами своего труда. Земля должна отдыхать один раз в семь лет. Раз в 49 лет прощались все долги. Другими словами, с определенной периодичностью результаты аннулировались, система перезапускалась.
Еще один вопрос, которого касается автор, – как не допустить финансовых кризисов в будущем. Один из возможных ответов – в успешные годы страны должны создавать запасы на черный день. Разумеется, одного этого шага недостаточно, чтобы исключить рецессию, но так мы, по крайней мере, расширяем поле для маневра.
Вывод таков: экономика должна стоять на обеих ногах, иметь и тело, и душу. Ведь исторически она отделилась от моральной философии, и забывать об этом не стоит.
Нашему времени не хватает чувства меры. Конечно, материальные вещи – это один из источников удовлетворения, и отказываться от них автор не призывает. Однако это не единственный источник, даже если иногда нам кажется иначе. И человечеству пошло бы на пользу, если бы оно осознало: у него есть очень много, и нужно быть за это благодарным.