Posta-Magazine — стр. 2

Сергей Кумыш о книге «Зима» Али Смит

Критик: Сергей Кумыш Рецензия на книгу Зима Оценка: * Утром накануне Рождества София Кливз разговаривает с парящей в воздухе детской головой — второй роман «Сезонного квартета» Али Смит начинается с недвусмысленного привета Чеширскому коту. Нет, не так. На самом деле, «Зима» начинается со смерти привычного: умерло почти все, кроме жизни как таковой. Теперь она наполнена призраками когда-то существовавших вещей, явлений, понятий. София варит кофе. Голова качает самой собой. Как и «Осень», первая книга цикла, попавшая в шорт-лист Букеровской премии 2017 года, «Зима» балансирует на грани поэзии — или же странноватой прозы, которую достаточно…

Развернуть

Сергей Кумыш о графическом романе «Неотложка» Батиста Болье и Доминика Мерму

Критик: Сергей Кумыш Рецензия на книгу Неотложка. Графический роман о врачах, пациентах и борьбе за жизнь Оценка: * «Вам незачем беспокоиться. Я не умираю, а просто подошла к концу жизни», — говорит онкобольная из палаты № 7. На третьем этаже лежит пациентка по прозвищу Галактика: она так много ест, что не влезла в карету «скорой помощи», а выглядит так, будто способна поглощать целые миры. Мамаша кормит пятимесячного малыша молочной смесью, подливая в нее «Кока-колы» — так он засыпает быстрее. Медсестра поет песню Майкла Джексона, чтобы отвлечь больную от артериальной газометрии — самого болезненного из уколов. Одним необходимо что-то…

Развернуть

Сергей Кумыш о книге Элис Манро «Друг моей юности»

Критик: Сергей Кумыш Рецензия на книгу Друг моей юности Оценка: * Сборник рассказов лауреатки Нобелевской премии по литературе канадской писательницы Элис Манро «Друг моей юности» — не новый, но ранее не издававшийся на русском языке. Ее постоянно сравнивают с Чеховым, но смысла в подобном сопоставлении не больше, чем в попытках найти общие черты у Эйфелевой башни и статуи Свободы: обе да, высокие, но на этом всё. Манро, как и Чехов, — признанный мастер короткой прозы; здесь сходство, собственно, и заканчивается. Элис Манро часто пишет о скрытой от привычных глаз жизни примелькавшихся людей, но делает это, работая с доступным лишь ей одной…

Развернуть

Сергей Кумыш о книге Адама Гранта «Оригиналы. Как нонконформисты двигают мир вперед»

Критик: Сергей Кумыш Рецензия на книгу Оригиналы. Как нонконформисты двигают мир вперед Оценка: * Книга «Оригиналы» появилась в результате неверного решения. В 2009 году 28-летний Адам Грант, самый молодой штатный профессор Уортонской школы бизнеса при Пенсильванском университете совершил, по его собственным словам, крупнейший бизнес-просчет в своей жизни: отказался инвестировать в стартап четверых студентов, планировавших заняться продажей очков через интернет. Несколько лет спустя созданная ими фирма Warby Parker превратилась в многомиллионный бизнес и возглавила рейтинг самых инновационных компаний мира (предыдущие три года в списке…

Развернуть

Сергей Кумыш о романе «Мисс Подземка» Дэвида Духовны

Критик: Сергей Кумыш Рецензия на книгу Мисс Подземка Оценка: * За последние четыре года голливудский актер Дэвид Духовны опубликовал три романа, проделав стремительный путь от многообещающего литературного новичка до крепкого беллетриста, голос которого безошибочно распознается среди множества других, — и дело здесь не в звездном статусе автора, (за)ранее известного миллионам по ролям спецагента ФБР Фокса Малдера и писателя (совпадение?) Хэнка Муди, а в том, что всякий хороший прозаик, на самом деле, занимает пустовавшее ранее место, которого до его появления никто не замечал, но вскоре оказывается, что представить жизнь без его книг теперь…

Развернуть

Сергей Кумыш о романе «Брисбен» Евгения Водолазкина

Критик: Сергей Кумыш Рецензия на книгу Брисбен Оценка: * Гитарист-виртуоз Глеб Яновский в определенный момент жизни понимает, что, по ряду причин, больше не сможет играть. Но это лишь полбеды. Точнее, начало бед. Если коротко, «Брисбен» — история о персональном конце света, но также о том, что его, на самом деле, можно пережить. Поначалу новая книга Евгения Водолазкина, хоть и рассказывает о судьбе музыканта, напоминает советский производственный роман: все очень подробно, обстоятельно, тягуче, а там, где фактуры недостает, наоборот, слишком общо. Как будто ХХ век до сих пор не закончился, и не то что интернет, а даже телевидение еще не…

Развернуть

Сергей Кумыш о книге «Время колоть лёд» Чулпан Хаматовой и Катерины Гордеевой

Критик: Сергей Кумыш Рецензия на книгу Время колоть лёд Оценка: * «Время колоть лед» — документальный роман, где первостепенное значение имеет прямая речь: книга построена на диалогах актрисы Чулпан Хаматовой и журналистки Катерины Гордеевой. Описаний — щедрых, красочных, рвущих сердце на куски — здесь, впрочем, тоже хватает. Вот заснеженная Москва девяностых и летняя — конца нулевых; два разных города, носящих одно имя и принадлежащих общей географии. Вот Сицилия, воображаемая и реальная, и первая от второй не отличается, по сути, ничем. А вот Петербург в конце августа 2017 года: чудесный вечер, встреча старых друзей, и никто еще не знает,…

Развернуть

Сергей Кумыш о романе «Артур Пеппер и загадочный браслет»

Критик: Сергей Кумыш Рецензия на книгу Артур Пеппер и загадочный браслет Оценка: * Что будет, если поменять декорации и поместить в жизненные обстоятельства главного героя «Второй жизни Уве» другого человека? Правильно: будет вторая «Вторая жизнь Уве» — только, ну, знаете, без Уве. Сам собой возникает вопрос: если такая книга все равно уже написана, что делать-то? (Ответ: написать свою.) Ответ: у Фредрика Бакмана есть и другие романы. Например, тот, про бабушку и внучку. Что, если объединить их в один? (Ответ: все равно будет роман Фредрика Бакмана.) Ответ: это отличная идея! Впрочем, шутки в сторону. «Артур Пеппер и загадочный браслет»…

Развернуть

Сергей Кумыш о книге «Диетлэнд» Сарей Уокер

Критик: Сергей Кумыш Рецензия на книгу Диетлэнд Оценка: * «Два дня прошло с тех пор, как я обнаружила „Приключения в Диетлэнде“ на кухне в Остен-тауэр; и почти закончила читать эту книгу. Я должна была быть в кофейне, отвечать на вопросы „девочек Китти“, но я не могла оторваться от истории». Эти два предложения, с которых начинается третья часть дебютного романа Сарей Уокер, пожалуй, нагляднее всего демонстрируют, что написанная ею история делает с читателем: завладевает вниманием с первой же страницы, и не отпускает до самой последней. Во многом потому, что для книги подобрана не то чтобы единственно верная интонация (здесь все-таки…

Развернуть

Сергей Кумыш о книге «Островитянин» Томаса О’Крихиня

Критик: Сергей Кумыш Рецензия на книгу Островитянин Оценка: * Федерико Феллини говорил, что жемчужина — это автобиография устрицы: выкристаллизованное повествование не только о собственной жизни, но и о месте, где эта жизнь зародилась и прошла. Автобиографическая книга ирландского рыбака Томаса О’Крихиня — безусловно жемчужина. Прохладный и неторопливый рассказ об острове Большой Бласкет, ставшем домом и судьбой автора. Впрочем, «судьба» — слишком громкое слово, подразумевающее череду событий, очертания и смысл которых становятся видны и понятны лишь на определенном временном отдалении. Суть же «Островитянина» заключается в том, что все,…

Развернуть

Сергей Кумыш о книге «Бесы. Приключения русской литературы и людей, которые ее читают»

Критик: Сергей Кумыш Рецензия на книгу Бесы. Приключения русской литературы и людей, которые ее читают Оценка: * «Бесы» Элиф Батуман (или, при обратном переводе на английский, «Одержимые»: так в свое время в США было интерпретировано название романа Достоевского) — книга о любви к русской литературе и особой роли Узбекистана в формировании этой любви, написанная американкой турецкого происхождения. Сборник умных и обаятельных эссе, автор которых пытается рассказать своим соотечественникам, что такое русская литература и почему к ней стоит проявить как минимум интерес. Забавно, что на самом деле гораздо больше эта книжка может сообщить…

Развернуть

Сергей Кумыш о книге Энди Уорнера «Краткие истории обычных вещей»

Критик: Сергей Кумыш Рецензия на книгу Краткие истории обычных вещей. Комикс-версия Оценка: * Попробуйте разгадать загадку: что общего у зубной щетки и светофора? На самом деле, гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд. Ответ (точнее, множество ответов) на этот и другие самые разнообразные вопросы можно найти в книге-комиксе Энди Уорнера. В основе всего здесь лежат два качества, объединяющие многих детей и журналистов по всему миру: любопытство и любовь к историям. Эта познавательная и в лучшем случае хулиганская книжка рассказывает о вещах-невидимках — тех самых, без которых в повседневной жизни невозможно обойтись, и которым…

Развернуть

Сергей Кумыш о книге «Муравей в стеклянной банке» Полины Жеребцовой

Критик: Сергей Кумыш Рецензия на книгу Муравей в стеклянной банке Оценка: * Единственно правильный способ читать книги Полины Жеребцовой — делать это за один присест, не отрываясь, каким бы в каждом отдельно взятом случае ни был объем. Дело не только и не столько в ее писательском даре и уже тем более не в динамичности повествования, хотя и то и другое, за что бы ни бралась Полина, всегда налицо. Просто ты оказываешься не в состоянии растянуть даже на несколько вечеров то, что эта девочка каждодневно переживала в течение десяти лет. Стоит один раз дать слабину, позволить себе передышку, и, скорее всего, ты туда не вернешься. Кому захочется…

Развернуть

Сергей Кумыш о романе «Спящие красавицы» Оуэна и Стивена Кингов

Критик: Сергей Кумыш Рецензия на книгу Спящие красавицы Оценка: * Если верить обрывочным данным из зарубежной прессы и оговоркам, которые Стивен Кинг допускает в интервью, его сын Оуэн выступил не столько вторым рассказчиком «Спящих красавиц», сколько инициатором, автором идеи и сюжетной канвы. Исполнение же здесь — самого маэстро: его фирменный стиль угадывается с первой страницы. Впрочем, и все недостатки позднего Кинга тоже налицо. Роман неоправданно длинный, избыточно подробный и в целом напоминает нанизанное на одну нить собрание дедушкиных баек: старику скучно, вот он и потрошит память и воображение, день за днем возвращаясь к…

Развернуть

Сергей Кумыш о романе Камилы Шамси «Домашний огонь»

Критик: Сергей Кумыш Рецензия на книгу Домашний огонь Оценка: * Исма — британская мусульманка, в прошлом вынужденная самостоятельно воспитывать младших брата и сестру, обладающих степенью несхожести, доступной лишь близнецам: пришельцы из разных галактик, родившиеся в один день у одной матери. Теперь они выросли и героиня может, как ей кажется, наконец-то начать жить собственной жизнью. Ключевое здесь — «кажется». «Домашний огонь» Камилы Шамси — роман до определенной степени старомодный (чтобы не сказать «шаблонный»), но лишь в том, что касается его собственно романного, сюжетообразующего начала. Не раз и не два читатель поймает себя на…

Развернуть

Сергей Кумыш о книге Уолтера Айзексона «Леонардо да Винчи»

Критик: Сергей Кумыш Рецензия на книгу Леонардо да Винчи Оценка: * Написать биографию Леонардо да Винчи — главного художника, мыслителя и ученого второй половины XV и начала XVI веков, — превратив жизнь, разобранную на мифы, домыслы и сплетни, в материал для самоценного портрета, где личность автора значит не меньше, чем запечатленная фигура, из наших современников мог, пожалуй, только Уолтер Айзексон. Всю жизнь он пишет о реальных людях, и ему будто бы совершенно не важно, что именно разделяет его и персонаж — пятьсот километров пути или пять веков мировой истории. Говоря о Леонардо, он время от времени упоминает, будто бы подключая к…

Развернуть

Сергей Кумыш о книге Александра Ливерганта «Вирджиния Вулф: "моменты бытия"»

Критик: Сергей Кумыш Рецензия на книгу Вирджиния Вулф: «моменты бытия» Оценка: * Начнем со случайного факта о Вирджинии Вулф. Ее любимым знаком препинания была точка с запятой — один из главных инструментов интонирования, музыкального построения фразы. Послушайте, например, как звучит в оригинале строчка из первой главы ее эссе «Своя комната»: Meanwhile the wineglasses had flushed yellow and flushed crimson; had been emptied; had been filled. Даже если не понимать, о чем идет речь, прочтя этот пассаж, можно буквально услышать ненавязчивое звуковедение, как у деревянных духовых: призрак взятой в начале ноты тянется к концу фразы; можно…

Развернуть

Сергей Кумыш о книге «Не самое главное» Паоло Соррентино

Критик: Сергей Кумыш Рецензия на книгу Не самое главное Оценка: * Первое, если вообще не главное, что их объединяет, — возраст: как и ключевые герои фильмов Паоло Соррентино («Великая красота», «Изумительный»), персонажи его рассказов, за редчайшим исключением, люди немолодые. Второе: все они если и не его близкие друзья, то, во всяком случае, люди, бесконечно ему симпатичные. Каждый образ пронизан не приятельской даже, а скорее родительской любовью — всепоглощающей, временами будто бы несколько отстраненной и ироничной, но отстраненность и ирония нужны здесь в основном для того, чтобы не впасть в сантименты. «Не самое главное» — это 23…

Развернуть

Сергей Кумыш о книге Стивена Фрая «Миф: Греческие мифы в пересказе»

Критик: Сергей Кумыш Рецензия на книгу Миф: Греческие мифы в пересказе Оценка: * Покупатель (глядя на переплет): «Это настоящая кожа?» Блэк: «Это настоящий Диккенс!» Не скажут, так подумают — в общем, давайте с этого и начнем. Перевод зарубежных текстов на русский язык во многом напоминает озвучивание фильмов: мы волей-неволей привыкаем к определенным голосам, и вот уже практически невозможно представить себе, например, Роберта Дауни-младшего, если за него не говорит при этом Владимир Зайцев; или, там, Ди Каприо без спайки с Буруновым. Точно так же Стивен Фрай для многих отечественных читателей трудно представим без моментально…

Развернуть

Сергей Кумыш о романе «Театр отчаяния. Отчаянный театр»

Критик: Сергей Кумыш Рецензия на книгу Театр отчаяния. Отчаянный театр Оценка: * Поначалу ему не доверяешь — не писателю, на текстах которого уже успело вырасти целое поколение, а именно роману, девятисотстраничному монологу, внутри которого отдельно взятый человек говорит исключительно — вроде бы — о себе. Однако довольно скоро приходит осознание, что это, строго говоря, не совсем книга, не вполне роман. Это именно литература — в том широком смысле, в каком ее понимает Евгений Гришковец. Несмотря на то что здесь от начала до конца безусловно различима, моментально распознаваема его собственная интонация, также постоянно звучит эхо голосов…

Развернуть

Сергей Кумыш о книге «Я признаюсь» Анны Гавальды

Критик: Сергей Кумыш Рецензия на книгу Я признаюсь Оценка: * Новый сборник рассказов одной из самых (по)читаемых современных французских писательниц. Историй — точнее будет сказать, голосов — в книге семь, повествование в каждом отдельном случае ведется от первого лица. Вот Людмила, татуированная сотрудница зоомагазина, разговаривающая так, что всякое произнесенное ею слово становится актом насилия над человеческой речью, отдается молодому поэту, у которого что ни фраза, то непременно какой-нибудь синтаксический фортель. Вот водитель фуры Жанно, потерявший единственного сына, а теперь вынужденный навсегда попрощаться с единственным псом,…

Развернуть

Сергей Кумыш о книге «Оптимизм вопреки отчаянию»

Критик: Сергей Кумыш Рецензия на книгу Оптимизм вопреки отчаянию Оценка: * «Мы можем быть пессимистами, сдаться и быть уверенными, что самое худшее произойдет. Или мы можем быть оптимистами, не упускать возможности, которые, несомненно, существуют и могут помочь сделать мир лучше. Выбор небольшой», — сборник лучших интервью последних лет с лингвистом, политическим публицистом и философом Ноамом Хомским заканчивается обнадеживающими словами. В целом же чтение это не просто щекочущее нервы, но, скажем больше, крайне неприятное. Потому что видеть, как на ход мировых событий влияет наше собственное к этим самым событиям безразличие — стыдно и…

Развернуть

Сергей Кумыш о романе «Здесь была Бритт-Мари»

Критик: Сергей Кумыш Рецензия на книгу Здесь была Бритт-Мари Оценка: * «Здесь была Бритт-Мари» — сиквел романа Фредрика Бакмана «Бабушка велела кланяться и передать, что просит прощения», только речь здесь идет не о маленькой Эльсе, а о второстепенном персонаже предыдущей книги, чопорной и стервозной соседке Бритт-Мари, которая, как и положено героям Бакмана, в конце концов оказалась не однобокой злюкой, а вполне себе сложным и, в сущности, неплохим человеком. «Здесь была Брит-Мари» — книга о супружеской измене, одиночестве, поиске дома, старости и футболе. Звучит вроде как пресновато, но любой, кто читал Бакмана, знает, что за внешней…

Развернуть

Сергей Кумыш: рецензия на книгу «О чем говорят бестселлеры. Как всё устроено в книжном мире»

Критик: Сергей Кумыш Рецензия на книгу О чем говорят бестселлеры. Как всё устроено в книжном мире Оценка: * Новая книга литературного критика Галины Юзефович, несмотря на вроде бы вполне конкретное название, на самом деле раскрывает ровно противоположную сторону вопроса, а именно — о чем бестселлеры молчат. Мы привыкли думать, что у всякого литературного произведения есть навеки приставленный к нему автор, и имя на обложке эту иллюзию неизменно в нас поддерживает. Правда же заключается в том, что как только книга отправляется в типографию, она тут же остается сама по себе; писатель больше ровным счетом ничего своему детищу не может…

Развернуть

Сергей Кумыш о книге «Защита от темных искусств» Александра Панчина

Критик: Сергей Кумыш Рецензия на книгу Защита от темных искусств. Путеводитель по миру паранормальных явлений Оценка: * «Защита от темных искусств» биолога и популяризатора науки Александра Панчина — это ужастик наоборот. По мере движения от главы к главе читателя все сильнее и сильнее пугают не описанные паранормальные явления, а именно подробные объяснения их фактического отсутствия. Страшит не, как в мистике, неочевидность ответов, а их научная обоснованность, беспристрастная каталогизация необъяснимого с беспристрастным же развенчанием каждого отдельно взятого мифа. Демоны, преследующие нас в сновидениях, ходячие мертвецы, невымываемые…

Развернуть