15 февраля 2020 г., 20:03

280

Расследование ведет Пенелопа

8 понравилось 0 пока нет комментариев 0 добавить в избранное

Критик: Дарья Лебедева
Рецензия на книгу Мой муж Одиссей Лаэртид
Оценка: r25-gray.png
*

«Мой муж Одиссей Лаэртид» — роман-мистификация, якобы таблички с записями итакийской царицы были найдены при раскопках, а Ивик их перевел и опубликовал. Перед нами дневник, который Пенелопа вела в отсутствие Одиссея, пытаясь таким образом сохранить собственные мысли и память о себе настоящей, опасаясь, что «останется лишь скупое упоминание в песнях аэдов — о том, что у великого героя Одиссея была верная жена Пенелопа». Пока ждет, Пенелопа полностью переосмысливает жизнь: у нее есть для этого двадцать лет, относительная свобода и информация, которую она получает из самых разных источников: от аэдов, заезжих гостей, друзей и знакомых.

Создавая новый образ Пенелопы, Олег Ивик опирается на такие черты, как благоразумие и рациональность. Ум Пенелопы ведет ее по тропинке сложного и болезненного анализа: сопоставляя слухи и факты, рассказы очевидцев и собственный опыт, она, поначалу искренне любящая своего мужа, открывает для себя иного Одиссея и делает выводы о том, какой он на самом деле человек. Героиня переживает постепенное угасание любви и растущее отвращение, даже ненависть к мужу. Переживает конфликт верности, воспитанных с детства идеалов брака и собственных чувств по отношению к супругу: чужому, незнакомому человеку, которого не выбирала. Но пока она размышляет, время упущено: Одиссей возвращается домой. Чтобы разозлить мужа, она врет ему, что занималась любовью с женихами, что ей нравился Антиной. В противовес нежной и пронзительной сцене встречи супругов у Гомера в романе Ивика Одиссей, вернувшись, избивает и насилует ненавидящую его жену, а затем по-средневековому выводит на площадь и спрашивает прилюдно у всех, была ли она чиста, пока ждала его.

Главная героиня оставляет противоречивое впечатление. В ее записях много интересных размышлений о памяти, о том, как самое важное, повседневное, исчезает бесследно: «И если я не напишу об этом сейчас, то никто никогда не узнает, как она стояла, уткнувшись лицом в холодную медь. <...> Она хлопотала целыми днями, и от нее остались две таблички: пять амфор вина, пеплос, три овцы, сосудик с благовониями...». О том, как реальные события при рассказывании, бытовании в слове искажаются, приукрашиваются, смещают акценты и постепенно превращаются в нечто, крайне далекое от правды: «Я давно поняла, что правда на свете не одна — любое деяние, достойное памяти, отражается в табличках, в песнях, в рассказах людей. Этих отражений множество, они противоречат друг другу». А умение царицы анализировать большое количество противоречивых сведений и выуживать из них правду пригодилось бы каждому в эпоху интернета и информационных войн.

Пенелопа ждет, пишет свои записки: «о чем бы я ни говорила: о своих снах, о своих прогулках, о своих гостях, — все это о нем и только о нем», скучает по ласке, по сексу, но хранит верность мужу, потому что так должно. Когда в доме появляются женихи, она уже сильно сомневается в том, что стоит ждать Одиссея: от выбора нового мужа ее останавливает только то, что никто из женихов ей не нравится. Эти внутренние перемены сродни приключениям Одиссея вовне: Пенелопа, оставаясь на месте и ни с кем не имея возможности даже поговорить, переживает бури в душе. Она взрослеет, теряет иллюзии, постепенно убеждается в том, что ее муж вовсе не герой. Он лжив, изворотлив и готов на любые подлости ради спасения собственной шкуры.

Умная страстная Пенелопа, борющаяся с желаниями плоти, воспитывающая сына, управляющая хозяйством, задумана вроде бы положительным персонажем, страдающим не по своей вине. Но ее образ получился неоднозначным. Она высокомерна, ее чистая мораль граничит с гордыней, подчас она упивается своими страданиями. Не любит сына, но любит молодых служанок, воспитанных вместо дочерей. Она часто думает о том, что слишком хороша для Одиссея. Эта попытка болезненного самоутверждения — ее способ борьбы с несправедливостью. Она «лишь скромная женщина, недостойная того, чтобы остаться в памяти поколений», и у нее нет ничего, кроме собственного достоинства. У ее любимых юных служанок, убитых Одиссеем за то, что ими «пользовались» женихи, впрочем, нет даже этого.

К сожалению, книга затянута и слабо написана: много штампов, мало художественных находок, стиль скучный, схожий с языком научной монографии, подробное описание быта, длинные пересказы событий эпоса, да еще и с цитатами из источников, так что приходится дважды читать одно и то же... А ведь это записи молодой женщины, которая поверяет дневнику драму своей жизни. Авторы в попытке придать истории больший психологизм и выставить Пенелопу жертвой мужского окружения, создали чисто умозрительный конструкт, в который сложно поверить. Вернувшийся Одиссей говорит Пенелопе, что бросил ради нее прекрасных женщин: Калипсо, Цирцею. Он мог остаться с ними, но вернулся к жене. Но зачем сосредоточенному лишь на собственной выгоде, нарциссическому Одиссею возвращаться к холодной, рассудительной и давно уже не влюбленной в него Пенелопе? Да и ей незачем его ждать. Гомеровская концовка в этой трактовке не имеет смысла.

* Оценка указана редакцией Livelib

В группу Рецензии критиков Все обсуждения группы

Книги из этой статьи

8 понравилось 0 добавить в избранное

Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым

Поделитесь мнением с другими читателями!