Семён Иванович Прохарчин

О персонаже

Семён Иванович Прохарчин — главный герой рассказа Ф.М.Достоевского «Господин Прохарчин».

Прохарчин—мелкий чиновник, старый, одинокий и ничтожный персонаж. Старается экономить на всём: на еде, на развлечениях, на квартире, на одежде, оправдываясь перед окружающими тем, что помогает деньгами родственнице в Твери. При этом Прохарчин только притворяется нищим, обманывая окружающих и сослуживцев, однако, после его смерти в тюфяке, на котором спал чиновник, обнаруживается значительная сумма денег. В зависимости от достоинства «в самом методическом и солидном порядке» все найденные монеты были обёрнуты в разные бумажки.

Всю свою жизнь Достоевский проявлял интерес к странным и больным людям. Писатель всегда стремился показать читателю «секреты» тёмных петербургских дворов, которые невозможно увидеть с улицы. Характеризуя своего персонажа, автор замечает, что тот притворялся нищим исключительно «для удовлетворения своих странных прихотей». Многие годы Прохарчин жил, как нищий, но каждую ночь, пока никто не видит, доставал и пересчитывал своё богатство. Прохарчин копил деньги, не имея потребности тратить их, так как у каждого человека есть потребность в «награде», пусть даже окружающие о ней не знают. По мнению Достоевского, любой человек стремится реализовать свои желания и обрести признание окружающих. В случае отсутствия такого признания и желания быть любимым в поисках смысла жизни человек становится рабом денег. Именно поэтому в накоплении денег Прохарчин обретает радость. Отразились в образе Прохарчина и личные страхи Достоевского.
В конце рассказа уже умерший главный герой как бы произносит: «…оно вот умер теперь; а ну, как этак того, то есть оно, пожалуй, и не может так быть, а ну как этак того, и не умер — слышь ты, встану, так что-то будет, а?», что является отсылкой к преследовавшей Достоевского с детства фантазии, что он может впасть в летаргический сон.

Исследователи Достоевского отмечают, что образ «нового Гарпагона» или «нового Плюшкина» был разработан и углублён писателем также в соответствии с другими типажами мировой литературы: Скупой рыцарь Александра Сергеевича Пушкина, Отец Горио и папаша Гранде из романа «Евгения Гранде» Оноре де Бальзака. В образе Прохарчина Достоевский продолжил раскрытие социально-психологических проблем «маленького человека», начатое им ещё в «Бедных людях» и «Двойнике». По мнению Фридлендера, накопление денег производилось Прохарчиным с целью «упрочить свое положение», защитившись от беспокоивших его опасностей в виде рабочей проверки или закрытия канцелярии. Помимо этого, за слухами о близости закрытия «канцелярий» могла быть скрыта мысль о непрочности николаевского режима, что объясняет большой страх главного героя.

В самом тексте произведения автор намекает, что фамилия Прохарчин образована от слова «харчи», что объясняет судьбу героя — «прохарчился». В то же время фамилия содержит в себе скрытую аллюзию, восходящую к гоголевским персонажам, у которых также «ум зашёл за разум», например, как Аксентий Поприщин из «Записок сумасшедшего».

В рассказе рефреном повторяется фраза «Прохарчин мудрец!», которая, как это часто случается в рассказах Достоевского, является ключевой к пониманию образа главного персонажа. В «Двойнике» есть вариант этого глагола: «исхарчиться», по смыслу означающего потратить деньги на еду, на харчи, всё проесть, что в случае героя Достоевского, изнурившего себя недоеданием, было оксюмороном.

Обновлено: 30 мая 2020 г., 15:17