Вручение 28 сентября 2018 г. — стр. 2

ЖЮРИ:
Ксения Голубович - литератор, аналитик литературы, Председатель жюри
Юрий Арабов - прозаик, поэт, сценарист
Александр Архангельский - литературовед, литературный критик, публицист, телеведущий, писатель
Олег Генисаретский - доктор искусствоведения
Гасан Гусейнов - доктор филологии, переводчик
Кирилл Мартынов - философ, публицист
Анна Наринская - критик
Елена Петровская - философ, антрополог, культуролог
Зинаида Стародубцева - искусствовед
Александр Филиппов - социолог, философ, переводчик

Страна: Россия Место проведения: Электротеатр «Станиславский», город Москва Дата проведения: 28 сентября 2018 г.

Литературная премия имени Александра Пятигорского

Вадим Климов, Жюли Реше 4.0
Книга Жюли Реше, доктора философии (PhD) и профессора философии Глобального центра передовых исследований (Нью-Йорк, США), это самоубийство в философское мышление. Так же, как историю не творят специалисты по истории, философами не являются обладатели дипломов по философии. Философия не живет в аудиториях философских факультетов. Философия - это практика особого отношения к повседневности: именно во время привычных разговоров о работе, учебе, семье, отношениях и прочем появляется возможность убить в себе обывателя и стать философом. Чтобы освоить это умение, нужно лишь слегка сойти с ума и усомниться в очевидном. Этому учит каждая из заметок книги.

Все знакомы с анекдотом о ростке, который пробивает себе дорогу, чего бы это ему ни стоило. Глядя на умиленные физиономии прохожих, заметивших, как очередная травинка вскрыла асфальт и теперь тянется к солнцу, расстаешься с последними иллюзиями: они в самом деле принимают метафору за чистую монету. Однако это весьма символично, ведь мы окружены пробившимися травинками, которые беспрестанно делятся своим опытом. Травинка не умнее прохожего и тоже полагает, что это она пробила асфальт. Травинке не приходит на ум, что это чистая случайность - асфальт треснул именно над ней по совершенно посторонним причинам. Но травинка слишком горда собой и настойчиво пытается распространить свой опыт на окружающих. "Будьте упрямы, как я", - призывает травинка-триумфатор, - "и двигайтесь к своей мечте". Тот факт, что миллиард прочих ростков точно так же двигался к своей мечте, но не сумел преодолеть асфальт, нашу травинку нисколько не заботит: у нее ведь получилось, значит, получится и у остальных. Так, по крайней мере, принято считать.

"Прощание с ясностью", второй сборник критических эссе Вадима Климова, подвергает сомнению опыт индивидуального триумфа, превратившийся в общее место (или здравый смысл). Если действительность стала для вас слишком прозрачна - значит, пришла пора расстаться с ясностью и посмотреть на мир иными глазами.
Михаил Рыклин 4.8
В этой книге известный философ Михаил Рыклин рассказывает историю своей семьи, для которой, как и для всего народа, Октябрьская революция явилась переломным и во многом определяющим событием. Двоюродный дед автора Николай Чаплин был лидером советской молодежи в 1924—1928 годах, когда переворот в России воспринимался как первый шаг к мировой революции. После краха этих упований Николай с братьями и их товарищи (Лазарь Шацкин, Бесо Ломинадзе, Александр Косарев), как и миллионы соотечественников, стали жертвами Большого террора — сталинских репрессий 1937—1938 годов. Трагична и судьба родного деда автора Сергея Чаплина — советского разведчика, арестованного по делу своего старшего брата, проделавшего вместе с будущим известным артистом Георгием Жженовым путь от ленинградских «Крестов» до колымского рудника и в конце концов расстрелянного. Однако у этой книги есть и другой, внутренний сюжет, основанный на размышлениях об обстоятельствах столетней давности, о непостижимых проявлениях социального и личного поведения частных людей и советского общества в целом: драматические события начала XX века остались в прошлом, но значит ли это, что они не могут повториться?
Герман Садулаев 3.6
""Иван Ауслендер"", новый роман Германа Садулаева, талантливого постмодерниста, финалиста премий ""Русский Букер"", ""Национальный бестселлер"", ""Большая книга"", – это полный сарказма и неожиданного тонкого лиризма интеллектуальный палп-фикшн о 2010-х годах, русской интеллигенции и поиске себя. Средних лет университетский преподаватель поневоле оказывается втянутым в политику: митинги, белые ленты, ""честные"" выборы… На смену мнимому чувству свободы вскоре приходит разочарование, и он, подобно известным литературным героям, пускается в путешествие по России и Европе, которое может стать последним…
Сергей Сергеев 4.2
Предлагаемая книга, ставшая завершением многолетних исследований автора, не является очередной историей России. Это именно история русской нации. Поэтому читателю, думающему почерпнуть здесь элементарные сведения об отечественном прошлом, лучше обратиться к другим работам, благо их множество. Судя по электронному каталогу Российской государственной библиотеки, на русском языке не существует ни одной книги с названием «История русской нации». На первый взгляд это кажется досадной нелепостью, очередной грустной иллюстрацией к пушкинскому: «Мы ленивы и нелюбопытны». На самом же деле за этим фактом стоит сама логика русской истории. Ибо вовсе не случайно отечественная историография предпочитает описывать историю государства Российского, а не историю русского народа.
Андрей Степанов 3.6
Кто продал искромсанный холст за три миллиона фунтов? Кто использовал мертвых зайцев и живых койотов в качестве материала для своих перформансов? Кто нарушил покой жителей уральского города, устроив у них под окнами новую культурную столицу России? Не знаете? Послушайте, да вы вообще ничего не знаете о современном искусстве! Эта книга даст вам возможность ликвидировать столь досадный пробел. Титанические аферы, шизофренические проекты, картины ада, а также блестящая лекция о том, куда же за сто лет приплыл пароход современности, — в сатирической дьяволиаде, написанной очень серьезным профессором-филологом.

А началось все с того, что ясным мартовским утром 2009 года в тихий город Прыжовск прибыл голубоглазый галерист Кондрат Евсеевич Синькин, а за ним потянулись и лучшие силы актуального искусства.
Oxxxymiron 4.7
«Го́ргород» — второй студийный альбом российского рэп-исполнителя Oxxxymiron'а, вышедший в 2015 году. Носит концептуальный характер.
Название «Горгород», созвучно с толкиновским покрытым вулканическим пеплом плато Горгоротом в Мордоре из романа «Властелин колец». Ранее Oxxxymiron уже обращался к легендариуму Средиземья: в альбоме «Вечный жид» есть песня «Восточный Мордор». Также в песнях альбома несколько раз упоминается наркотик гор, получаемый из отходов добычи руды, отсюда появляется другая трактовка названия.
Глеб Смирнов 4.2
До главных красот любого города доходят умом, не ногами. Эта книга не очередной путеводитель по картинным закоулкам Венеции, а исследование ландшафта её души. В объектив "Метафизики" попали темы, которые пробуждает к жизни этот город: меланхолия и гедонизм, хрупкость мира и эротика, бессмертие и Острова блаженных. Наведён фокус на таинство Ренессанса и китч, современное искусство и патину времени, повествуется о встрече с Бродским, фатуме, сновидениях и мистике Воды. Венеция рассмотрена с точки зрения учёной водоросли, приросшей к её фундаментам, а среди водорослей нередко встречаются большие охотники до умозаключений, поэзии, музыки и других фундаментальных всечеловеческих слабостей.

Автор, искусствовед и магистр философии, поселился отшельником в Венеции, где счастливо подмачивает свою репутацию бездельника, взявшись за сочинительство новелл, богословских трактатов и сказок, и мастерит рукописные книжицы. Возникает впечатление, что и строки этих страниц выведены преострым каллиграфическим пером.
Андрей Филимонов 3.4
В далекой российской деревушке, которая называется Бездорожная, «люди живут мечтательно». Дед Герой, Матрешка, Ленин, Кочерыжка, Трактор и Головастик - бездельники и хитрецы, но также и широкой души «народные» умельцы, которыми так богата земля русская. Пропащие люди, скажут одни, святые, скажут другие.
Павел Финн 3.8
Павел Финн — автор сценариев к шестидесяти художественным, телевизионным и документальным фильмам. “Миссия в Кабуле", “Объяснение в любви", “Всадник без головы”, “Новогодние приключения Маши и Вити", “Двадцать шесть дней из жизни Достоевского”, “Закат”, “Миф о Леониде”, “Подарок Сталину”, “Роль” и многие другие...

“Но кто мы и откуда” — неожиданное соединение воспоминаний и прозы. Жизнь и кино. Послевоенная Москва, легендарный ВГИК шестидесятых годов — Геннадий Шпаликов, Андрей Тарковский, Лариса Шепитько... Киносъемки и путешествия — от Средней Азии и Алтая до Ялты и Одессы, Еревана и Тбилиси... Замечательные люди — Илья Авербах и семья Габриловичей, Белла Ахмадулина, Отар Иоселиани, Сергей Параджанов...
Михаил Эпштейн 4.5
М.Н.Эпштейн - известный филолог и философ, профессор теории культуры (университет Эмори, США). Эта книга - итог его многолетней междисциплинарной работы, в том числе как руководителя Центра гуманитарных инноваций (Даремский университет, Великобритания). Задача книги - наметить выход из кризиса гуманитарных наук, преодолеть их изоляцию в современном обществе, интегрировать в духовное и научно-техническое развитие человечества. В книге рассматриваются пути гуманитарного изобретательства, научного воображения, творческих инноваций. Основные разделы посвящены становлению гуманитарных технологий в области философии, культурологии, лингвистики, литературоведения, а также взаимодействию гуманистики и техники. Книга адресована не только гуманитариям, но всем, кого интересуют проблемы интеллектуального творчества.
Михаил Эпштейн 4.0
Михаил Наумович Эпштейн – российский философ, культуролог, литературовед, лингвист, эссеист, лауреат премий Андрея Белого (1991), Лондонского Института социальных изобретений (1995), Международного конкурса эссеистики (Берлин – Веймар, 1999), Liberty (Нью-Йорк, 2000). Он автор тридцати книг и более семисот статей и эссе, переведенных на два десятка иностранных языков.
Его новая книга посвящена поэзии как особой форме речи, в которой ритмический повтор слов усиливает их смысловую перекличку. Здесь говорится о многообразии поэтических миров в литературе, о классиках и современниках, о тех направлениях, которые сформировались в последние десятилетия XX века. Но поэзия – это не только стихи, она живет в природе и в обществе, в бытии и в мышлении. Именно поэтому в книге возникает тема сверхпоэзии – то есть поэтического начала за пределами стихотворчества, способа образного мышления, определяющего пути цивилизации.
1 2