Родился в Москве, в семье известного православного священника Александра Шаргунова, преподавателя Духовной академии.
Выпускник факультета журналистики МГУ (2002), специальность — журналист-международник. Писатель.
Автор нескольких книг прозы, выпущенных в издательствах АСТ, «Вагриус», «Эксмо», «Альпина Нон-Фикшн». Один из его романов переведен на итальянский язык и вышел в Риме.
С 2000 года постоянный автор журнала «Новый мир» как прозаик и критик. Лауреат независимой премии «Дебют» в номинации «Крупная проза». Лауреат государственной премии Москвы в области литературы и искусства.
Печатался и выступал в ряде российских СМИ.
Воспитывает сына Ивана.
23 сентября 2007 года, после предвыборного съезда «Справедливой России» стало известно, что Шаргунов займёт третье место в общефедеральном списке этой партии. 19 октября из «тройки» исключён в связи с тем, что, по официальной версии руководства партии, «не вынес тяжести ответственности, не справился». Журналисты считают, что причиной его исключения стало давление со стороны власти.
Родился в Москве, в семье известного православного священника Александра Шаргунова, преподавателя Духовной академии.
Выпускник факультета журналистики МГУ (2002), специальность —… Развернуть
Ксения Сергеевна Букша (литературный псевдоним Кшиштоф Бакуш; р. 6 апреля 1983, Ленинград, СССР) — российский писатель, поэт, журналист.
Ксения Букша родилась 6 апреля 1983 года в Санкт-Петербурге.
Окончила Аничков лицей и музыкальную школу в Санкт-Петербурге.
Окончила отделение «Экономика предприятия» экономического факультета Санкт-Петербургского государственного университета (2000—2005). С первого курса университета работала в журнале «Эксперт Северо-Запад» и инвестиционной компании АВК. Работала журналистом, копирайтером в рекламных агентствах, редактором, переводчиком. Среди художественных переводов выделяются переводы польских поэтов. Была заместителем редактора журнала «Рекламные идеи».
Начала писать с четырнадцати лет. В восемнадцатилетнем возрасте в 2001 году окончила первый роман, который понравился Александру Житинскому и был опубликован им в собственном издательстве «Геликон Плюс».
Живёт в Санкт-Петербурге. У Ксении Букши двое детей.
Ксения участвовала во Всероссийских форумах молодых писателей 2001 и 2002 годов. Букша считается самым талантливым автором из так называемого поколения двадцатилетних. Дмитрий Быков назвал её «нормальным двадцатипятилетним гением» и так отозвался о её творчестве: «Если бы Хлебников понимал что-нибудь в экономике, а Хармс с оптимизмом смотрел в будущее, то примерно так они бы и писали».
Дмитрий Быков, 2013:
«Ксения Букша кажется мне лучшим из поэтов своего поколения, но знают её больше как прозаика: в семнадцать лет, опубликовав первую повесть «Эрнст и Анна» и удостоившись одобрения Александра Житинского, она написала с тех пор около десятка романов и повестей плюс отличный сборник рассказов «Мы живём неправильно». Самой большой её прозаической удачей мне представлялась повесть «Тридцать лет и три года» — наверное, если бы Хлебников писал фантастику, у него получилось бы что-то похожее. «Алёнка-партизанка» и «Жизнь господина Хашим Мансурова» подтвердили её способность сочинять настоящую социальную, а пожалуй, даже и политическую прозу — что не мешает её романам быть свободными, гротескными, а то и просто сюрреалистическими. Но ведь и жизнь такая. Букша удивительно самостоятельна, отважна и умна. Экономическое образование помогает ей видеть мир трезво и внятно, а врождённый поэтический дар преобразует все эти догадки о механизмах постсоветского мироустройства в цветущую и радостную прозу, органичную, как у счастливых русских утопистов двадцатых годов».
Ксения Сергеевна Букша (литературный псевдоним Кшиштоф Бакуш; р. 6 апреля 1983, Ленинград, СССР) — российский писатель, поэт, журналист. Ксения Букша родилась 6 апреля 1983 года… Развернуть
Андрей Георгиевич Битов — русский писатель. Один из основателей постмодернизма в русской литературе. Почётный член Российской академии художеств. Член Союза писателей СССР.
Родился 27 мая 1937 года в Ленинграде. Потомственный петербуржец. Отец – Битов Георгий Леонидович (1902–1977), архитектор. Мать – Кедрова Ольга Алексеевна (1905–1990), юрист.
Первые воспоминания детства у Андрея Битова связаны с блокадной зимой 1941/42 года. Потом была эвакуация на Урал, затем переезд в Ташкент, с которых он начал свои «путешествия», не прекращающиеся и по сей день. В школьные годы увлекся альпинизмом, в 16 лет получил значок «Альпинист СССР». Тогда же открыл для себя бодибилдинг. Любовь к горам привела его в 1957 году в Ленинградский горный институт на геолого-разведочный факультет. Писать Андрей Битов начал будучи студентом. В институте он вошел в литобъединение под руководством Глеба Семенова. Там работали такие известные ныне поэты, как А. Кушнер, А. Городницкий, В. Британишский, Г. Горбовский и др.
В 1957 году сборник литобъединения, в который вошли и первые произведения А. Битова, был сожжен во дворе института в связи с событиями в Венгрии. Тогда же Битов был исключен из института и попал в армию, в стройбат на Севере. В 1958 году ему удалось демобилизоваться, восстановиться в институте, который он окончил в 1962 году. Тогда же он начал писать прозу. Первые рассказы были опубликованы в альманахе «Молодой Ленинград» в 1960 году. Эти рассказы потом вошли в сборник «Большой шар», вышедший в 1963 году в Ленинграде. С этого года Андрей Битов становится профессиональным писателем. В 1965 году он был принят в Союз писателей СССР.
В 1965–1967 годах он учился на Высших сценарных курсах при Госкино в Москве. Его сокурсниками были Р. Габриадзе, В. Маканин, Р. Ибрагимбеков, Г. Матевосян.
1973–1974 годы были годами учебы в аспирантуре Института мировой литературы (ИМЛИ). Диссертация, написанная им по специальности «теория литературы», была представлена к защите, но защищать ее он не стал.
В 1967 году в Москве вышла первая книга – «Дачная местность», затем последовали: «Аптекарский остров» (1968), «Уроки Армении» (1969), «Образ жизни» (1972), «Дни человека» (1976), «Семь путешествий» (1976). После выхода романа «Пушкинский дом» в 1978 году в США и участия в составлении бесцензурного альманаха «Метрополь» в 1979 году он практически не печатался до прихода к власти М.С. Горбачева. В связи с перестройкой начались новые времена. В 1986 году были изданы книги Андрея Битова «Грузинский альбом», «Человек в пейзаже» и «Статьи из романа». В 1987 году вышел роман «Улетающий Монахов».
Андрей Битов выпустил сборники стихов «Дерево» и «В четверг после дождя» (СПб.: Пушкинский фонд, 1997). У автора есть замысел написать пьесу – из не освоенных им жанров осталась драматургия. Сочинения А. Битова переводились почти на все европейские языки.
С 1978 года у писателя началась жизнь на два города – Москву и Ленинград. Он считал себя рекордсменом этого маршрута. С 1986 года начались постоянные переезды: Москва – Ленинград – заграница. В 1992–1993 годах в Берлине научная коллегия («Wisshenschafts Kolleg») предоставила А. Битову условия для работы над его любимой темой. До него из россиян такое право было предоставлено А. Шнитке и О. Иоселиани. За это время А. Битовым была закончена «Империя в четырех измерениях», она была издана в России в 1996 году. «Империя...» соответствует последовательности англоязычных изданий: «Life in Windy Weather» (1986), «Pushkin House» (1987), «Captive of the Caucasus» (1988), «The Monkey Link» (1995). Последние книги А. Битова: «Оглашенные» и «Первая книга автора» (1996), «В четверг после дождя» и «Новый Гулливер» (1997), «Неизбежность ненаписанного» (1998), «Дерево» и «Предположение жить, 1836» (1999), «Вычитание зайца, 1825» (2001), последняя книга на английском языке – «Life Without Us» (1999).
С осени 1986 года Андрей Битов стал «выездным», выступал с лекциями и чтениями во многих странах, участвовал во множестве конференций и симпозиумов. Преподавал русскую литературу за рубежом, в частности в США: Weslyan University, Connecticut (штат Коннектикут, 1988), NYU (Нью-йоркский университет, 1995), Princeton (Принстонский университет, 1996).
С 1988 года Битов участвовал в создании российского Пен-клуба, а с 1991 года – он его президент. А. Битов работал в кино. В 1979 году он написал сценарий для фильма «В четверг и больше никогда» (режиссер А. Эфрос), в 1967 году был соавтором сценария советско-японского фильма «Маленький беглец». Однажды А. Битов даже снялся в фильме Сергея Соловьева «Чужая, белая и рябой». В 1990 году он стал первым лауреатом Пушкинской премии в Германии. В 1992 году ему присуждена Государственная премия РФ за роман «Улетающий Монахов».
В 1997 году он вновь стал лауреатом Государственной премии РФ и премии «Северная Пальмира» за роман «Оглашенные» (последний роман, завершающий «Империю в четырех измерениях»). А. Битов – лауреат международных премий: Андрея Белого в Санкт-Петербурге (1990), Лучшая иностранная книга года (Париж, 1990) за роман «Пушкинский дом». А. Битов – Шевалье ордена искусств и литературы (Франция), сопрезидент Набоковского фонда в Санкт-Петербурге, председатель комиссии по наследству Андрея Платонова, член президиума Мандельштамовского общества.
А. Битов – лауреат премий журналов «Дружба народов», «Новый мир», «Иностранная литература», «Звезда», «Огонек» и др. С 1997 года А. Битов – почетный доктор Ереванского государственного университета и почетный гражданин города Еревана. А. Битов – вице-президент международной ассоциации «Мир культуры» (президент – Фазиль Искандер), вице-президент европейского сообщества интеллектуалов «Гулливер» с центром в Амстердаме, член жюри «Пушкинской премии» в Гамбурге, член жюри премии «Триумф», член комитета по присуждению Государственной премии РФ. В 1999 году был членом жюри Всемирного конкурса эссе в Веймаре.
Что касается свободного времени, А. Битов говорил, что со временем хобби становится профессией. Любовь к кино привела к профессии сценариста и актера, любовь к книге – к участию в дизайне собственных книг, любовь к музыке – к созданию Пушкинского джаза, где чтение черновиков А.С. Пушкина сопровождалось джазовой импровизацией. В 1998–1999 годах Пушкинский джаз гастролировал в Нью-Йорке, Берлине, Санкт-Петербурге и Москве. Нелюбовь к монументальной скульптуре привела к идее «минимонументализма» (совместно с Резо Габриадзе). Как пример – памятник Чижику-Пыжику в Санкт-Петербурге, Зайцу – в селе Михайловском и т. п. Сама идея воссоединения профессии с хобби привела к созданию в 1991 году неформального объединения «БаГаЖъ» (Битов, Ахмадулина, Алешковский, Жванецкий и примкнувшие к ним Ю. Рост, А. Великанов, В. Тарасов и др.).
По словам Андрея Битова, вся его жизнь – это «сплошное путешествие, которое уже нельзя назвать хобби».
Андрей Георгиевич умер 3 декабря 2018 года в Бауманской больнице в Москве от сердечной недостаточности.
Андрей Георгиевич Битов — русский писатель. Один из основателей постмодернизма в русской литературе. Почётный член Российской академии художеств. Член Союза писателей СССР.… Развернуть
Буйда Юрий Васильевич - русский писатель и журналист.
Родился в семье служащих. Окончил Калининградский университет в 1982 году. Работал журналистом, прошел путь от фотокорреспондента районной до заместителя главного редактора областной газеты.
C 1991 года проживает в Москве, и с этого же года публикуется как прозаик.
Работал в «Российской газете», «Независимой газете», в журналах «Новое время», «Знамя», обозревателем газеты «Известия». Он автор романа «Дон Домино» (1994; шорт-лист Букеровской премии) и книги «Прусская невеста» (1998), отмеченной малой премией им. Аполлона Григорьева и также входившей в шорт-лист Букеровской премии. Буйда был лауреатом журналов «Октябрь» (1992) и «Знамя» (1995, 1996).
Его произведения переведены на немецкий, польский, финский, французский, японский языки. Книги Буйды выходят во Франции, Великобритании, Эстонии, Польше, Венгрии, Словакии, Норвегии, Турции и др.
В настоящее время работает редактором издательского дома «Коммерсантъ». Его рассказы послужили основой для спектаклей московского театра Et cetera под руководством А. Калягина, Театра D в Калининграде и театральной труппы Theatre O из Лондона.
Буйда Юрий Васильевич - русский писатель и журналист. Родился в семье служащих. Окончил Калининградский университет в 1982 году. Работал журналистом, прошел путь от… Развернуть
Валерий Георгиевич Попов — русский писатель, поэт и сценарист, инженер. Глава Союза писателей Санкт-Петербурга.
В 1963 году окончил Ленинградский электротехнический институт, в 1970 году — сценарный факультет ВГИКа. С 1963 по 1969 годы работал инженером.
Печатается с 1965 года.
Произведения Валерия Попова переведены на английский, венгерский, китайский, немецкий, польский, чешский языки.
Был членом Союза писателей СССР (с 1969). Член и президент Санкт-Петербургского отделения Русского ПЕН-клуба. Член редколлегии журналов «Звезда», «Аврора», главный редактор журнала «Мансарда» (1996).
Живёт в Петербурге.Писатель и кинодраматург Валерий Георгиевич Попов родился 8 декабря 1943 года в Казани. Окончил Ленинградский электротехнический институт имени В.И.Ульянова (Ленина) и сценарный факультет Всесоюзного государственного института кинематографии.
Литературной работой профессионально занимается с 1969 года. Первый рассказ Валерия Попова - "Случай на молочном заводе" - повествует о том, как милиционеры ловят шпиона в горе творога, постепенно съедая ее, после чего шпион перебегает в гору масла. С тех пор и по сегодняшний день - острый гротеск, юмор, фантазия - главные особенности стиля Валерия Попова. Вместе с тем, содержание многих его вещей серьезно и даже трагично. Повесть "Жизнь удалась!" дала название одной из самых знаменитых его книг и стала как бы "фирменным знаком" писателя.
Всего у Попова вышло около двадцати книг ("Две поездки в Москву", "Южнее, чем прежде", "Любовь тигра", "Нормативный ход", "Новая Шехерезада"), в том числе - девять детских. В последние годы в журналах "Знамя" и "Новый мир" публикуется серия повестей, в которых запечатлена и семейная хроника, и хроника окружающей нас реальной жизни. Кроме того, не без влияния новых "рыночных" веяний, Валерий Попов стал писать "женские романы" - "Будни гарема", "Разбойница", "Евангелие от Магдалины"; для них характерно увлекательное действие, широкий и смелый взгляд на сегодняшнюю жизнь.
Президент Санкт-Петербургского ПЕН-клуба.
Валерий Георгиевич Попов — русский писатель, поэт и сценарист, инженер. Глава Союза писателей Санкт-Петербурга. В 1963 году окончил Ленинградский электротехнический институт,… Развернуть
Фарит Нагимов, известный в литературных кругах как Фарид Нагим, родился в 1970 году в селе Буранное Соль-Илецкого района.
Прежде чем профессионально войти в литературу, Нагимов прошел воинскую службу в подразделении МВД и поработал на Оренбургском аппаратном заводе. Своим литературным крещением Фарит Нагимов считает встречу осенью 1987 года с Геннадием Хомутовым, руководителем областного литературного объединения им. В.И Даля, куда начинающий писатель принес свои первые произведения. Именно этот простоватый мужичок, член союза писателей России лично принял участие в судьбе юного Фарита, став, по сути, его первым учителем, человеком, направившим Нагимова поступать в литературный институт.
Как и многие молодые авторы Фарит Нагимов начинал печататься в областных изданиях, принимал участие в местных областных конкурсах, став лауреатом Оренбургской областной Аксаковской премии. За этой литературной победой последовали и другие: лауреатство премии «Русский Декамерон», особое отличие повести «Теория падения» в Литературной премии имени Белкина, первое место за сценарий фильма «Матрёнушка» на конкурсе документальных фильмов, премия города Москвы «Акция».
Наряду с прозаическими произведениями Фарид Нагим успешно занимается драматургией. Его пьесы хорошо известны иностранному зрителю в Европе. Своеобразным театральным alma mater для Нагима стала Германия, где была поставлена его первая пьеса, написанная в девяностые: «Крик слона». Примечательно, что интерес к событиям, происходящим в Советском Союзе в последние годы своего существования и описанным Нагимом, до сих пор не угасает. Так, в феврале 2012 года на сцене варшавского театра «Рампа» прошел премьерный показ пьесы «Крик слона», который был не только благосклонно принят публикой, но и высоко оценен театральными критиками Варшавы. Накануне премьеры Фарид Нагим встретился в Российском центре науки и культуры с теми, кому небезразлична судьба русской литературы, и ответил на многие вопросы.
Сегодня Фарид Нагим – заместитель главного редактора журнала «Дружба народов», член Союза писателей России, участник Форума молодых писателей в Липках. Он с особым вниманием относится к новым именам, ищет талантливых начинающих авторов, проводит творческие встречи и вечера, на которых обсуждаются вопросы современной литературы разных стран. А еще Фарид Нагим «надеется изменить мир» и верит в «идеальный текст», наделенный живостью, энергичностью и свободой.
Фарит Нагимов, известный в литературных кругах как Фарид Нагим, родился в 1970 году в селе Буранное Соль-Илецкого района.
Прежде чем профессионально войти в литературу, Нагимов… Развернуть
Игорь Леонидович Волгин — советско-российский поэт, историк, литературовед, достоевист. Доктор филологических наук, кандидат исторических наук, профессор факультета журналистики МГУ и Литинститута им. Горького. Основатель и президент Фонда Достоевского, вице-президент Международного Общества Ф. М. Достоевского. Член Совета по русскому языку при Президенте РФ и исполкома Русского ПЕН-центра. Ведущий программ на телеканале «Россия—Культура», автор телефильмов.
Отец, Л. С. Волгин, военный корреспондент газеты «Гудок», мать, Р.Л. Волгина – корректор. Родился в эвакуации, окончил московскую школу № 626. В 1959 г. поступил на исторический факультет МГУ, публиковал его стихи. В 1962 г. Павел Антокольский напутствовал его поэта в «Литературной газете». Первая поэтическая книга Волгина «Волнение» вышла в 1965, затем вышло еще несколько поэтических сборников и книг переводов.
Окончил исторический факультет в 1964 г., получив диплом с отличием. Будучи еще студентом, стал одним из организаторов и участников знаменитых чтений «на Маяковке», которые позднее были разогнаны властями. В 1968 г. создает Литературную студию Московского университета «Луч», существующую вот уже более 40 лет. Это старейшее и самое авторитетное в стране литературное объединение, из которого вышла целая плеяда широко известных ныне писателей – Сергей Гандлевский, Александр Сопровский, Алексей Цветков, Бахыт Кенжеев, Евгений Бунимович, Геннадий Красников, Елена Исаева, Дмитрий Быков, Инна Кабыш, Вера Павлова, Вадим Степанцов и многие другие.
Игорь Волгин – писатель и историк, создавший собственный неповторимый жанр историко-документальной биографической прозы. Его ставшие уже классическими работы о Достоевском сочетают в себе дух глубокого историзма и смелого научного поиска. Автор книг «Достоевский-журналист. «Дневник писателя» и русская общественность» (1982), «Последний год Достоевского. Исторические записки» (1986, 1990, 1991), «Родиться в России. Достоевский и современники: жизнь в документах» (1991), «Метаморфозы власти. Покушения на российский трон в XVIII–XIX вв.» (1994), «Колеблясь над бездной. Достоевский и императорский дом» (1998), «Пропавший заговор. Достоевский и политический процесс 1849 г.» (2000), «Возвращение билета. Парадоксы национального самосознания» (2004). Историко-биографические исследования Волгина широко известны в нашей стране и пользуются мировым признанием, они переведены на многие иностранные языки. «Колеблясь над бездной» и «Пропавший заговор» входили в шорт-лист Антибукеровской премии и Государственной премии РФ, за весь цикл работ о Достоевском Игорю Волгину присуждена премия Москвы в области литературы за 2004 г.
Под руководством И.Л. Волгина, основателя и президента Фонда Достоевского, проведены международные симпозиумы «Достоевский в современном мире» (2001) и «Русская словесность в мировом культурном контексте» (2004, 2006, 2009). Фонд Достоевского осуществляет также ряд крупных научных и культурных программ.
Игорь Леонидович Волгин — советско-российский поэт, историк, литературовед, достоевист. Доктор филологических наук, кандидат исторических наук, профессор факультета… Развернуть
Юрий Николаевич Пахомов (настоящее имя - Юрий Николаевич Носов) - писатель, прозаик, Секретарь правления Союза писателей России, полковник медслужбы в отставке. Лауреат литературной премии имени К.М. Симонова.
Юрий Пахомов родился в 1936 году в г. в Горьком в семье военнослужащих.
В 1954 году закончил Военно-медицинскую ордена Ленина Краснознамённую академию им. С. М. Кирова в Ленинграде. Служил на подводных лодках, а также надводных кораблях и кораблях Черноморского и Северного флотов, в некоторых флотских медицинских учреждениях.
В 1972 году закончил командно-медицинский факультет Военно-медицинской академии, и после вся его служебная деятельность прошла в центральном аппарате ВМФ СССР.
С 1976 по 1987 год Пахомов был главным эпидемиологом ВМФ РФ. Участвовал во множестве морских походов, в том числе бывал в "горячих точках" по всему миру - Гвинее, Мозамбике, Эфиопии, Сомали, Вьетнаме, Йемене и других. Вышел в отставку в звании полковник медицинской службы.
С 1987 года Юрий Николаевич - профессиональный литератор (псевдоним - Юрий Пахомов), автор двадцати книг.
Занимаясь литературным творчеством, стал лауреатом всероссийских и международных литературных премий.
Член Союза писателей России с 1979 года.
Ю.Н. Носов является автором и соавтором более тридцати научных работ.
Живёт в Москве и постоянно сотрудничает с журналом «Наш современник».
Юрий Николаевич Пахомов (настоящее имя - Юрий Николаевич Носов) - писатель, прозаик, Секретарь правления Союза писателей России, полковник медслужбы в отставке. Лауреат… Развернуть
Михаил Попов ― российский прозаик, поэт, публицист и критик.
Отец ― художник, мать ― преподаватель английского языка. Детство в основном прошло в Казахстане, в 1961—1975 гг. жил в Белоруссии, окончил Жировицкий сельхозтехникум в Гродненской области, служил в армии (1975—1977).
С 1978 по 1984 год учился в Литературном институте имени А. М. Горького (семинар литературоведа А. А. Михайлова), после чего работал в журнале «Литературная учёба» (1983—1989), затем заместителем главного редактора журнала «Московский вестник» (1989—1997).
Член редколлегии альманаха «Реалист» (с 1995), редакционного совета «Роман-газета XX век» (с 1999). С 2004 года возглавляет Совет по прозе при Союзе писателей России.
Первая публикация, во время армейской службы, ― поэма о партизанах в военной газете «За Родину». Первая значительная поэтическая публикация ― стихи в московском альманахе «День поэзии» (1980).
Первая значительная публикация прозы ― повесть о гражданской войне «Баловень судьбы» («Литературная учёба», 1983), где события войны показаны через восприятие подростка.
Первый роман М. Попова «Пир» вышел с издательстве «Советский писатель» в 1986 году. Герой романа пытается спастись от реалий мира в психбольнице, но и здесь не находит покоя, как раз тут и начинаются всяческие приключения.
В 1987 году в издательстве «Современник» вышел первый стихотворный сборник «Знак», в 1989 году в издательстве «Молодая гвардия» ― поэтическая книга «Завтрашние облака».
Один за другим выходят романы «Нежный убийца» (1989) и «Баловень судьбы», книга повестей и рассказов «Калигула» (1991).
Автор более 20 прозаических книг, вышедших в издательствах «Советский писатель», «Молодая гвардия», «Современник», «Вече» и др. Кроме психологических и приключенческих романов примечательны романы-биографии: «Сулла», «Тамерлан», «Барбаросса», «Калигула».
Произведения также публиковались в журналах «Москва», «Юность», «Октябрь», «Наш современник», «Московский вестник» и других периодических изданиях.
Михаил Попов ― автор сценариев к двум художественным фильмам: «Арифметика убийства» (приз фестиваля «Киношок») и «Гаджо».
Михаил Попов ― российский прозаик, поэт, публицист и критик. Отец ― художник, мать ― преподаватель английского языка. Детство в основном прошло в Казахстане, в 1961—1975 гг.… Развернуть
Сергей Юрьевич Юрский — советский и российский актёр и режиссёр театра и кино. Народный артист РСФСР (1987).
Сергей Юрьевич родился 16 марта 1935 года в Ленинграде в семье Юрия Сергеевича Юрского (Жихарева), который был художественным руководителем Московского цирка на Цветном бульваре, руководил Ленконцертом. Мать — Евгения Михайловна Юрская-Романова (1902—1971) — была музыкальным педагогом.
Юрский окончил среднюю школу с золотой медалью. Поступил без экзаменов и учился на юридическом факультете Ленинградского университета имени А. А. Жданова. Во время учёбы в университете участвовал в постановках Театра-студии ЛГУ под руководством актрисы и педагога Евгении Карповой.
В 1955 году, после 3-го курса юрфака, поступил на актёрский факультет Ленинградского театрального института имени А. Н. Островского (курс Леонида Макарьева). Уже после окончания 2-го курса, в 1957 году, Сергей Юрский был приглашён в Большой драматический театр имени М. Горького.
С середины 1960-х годов был одним из ведущих актёров товстоноговской труппы. Здесь же Сергей Юрский дебютировал как режиссёр, поставив в 1974 году спектакль «Мольер» по М. Булгакову.
Широкую известность актёру принесли роли Викниксора в фильме Геннадия Полоки «Республика ШКИД» (1966) и Остапа Бендера в «Золотом телёнке» (1968) Михаила Швейцера. Выступал как чтец с программами (в общей сложности пятнадцатью) классических и современных авторов.
В 1978 году Сергей Юрский переехал в Москву и стал актёром, а впоследствии и режиссёром Театра имени Моссовета. С 1991 года одновременно играл и ставил спектакли на сцене театра «Школа современной пьесы».
Повесть «Чернов», написанная им в середине 1970-х годов, стала литературной основой режиссёрского дебюта в кино в 1990 году («Чернов/Chernov»).
C 1996 года являлся членом попечительского совета Свято-Филаретовского православно-христианского института.
В 2011 году стал Лауреатом премии «Звезда Театрала».
Сергей Юрский являлся автором нескольких книг прозы и пьес, написанных под псевдонимом Вацетис.
Сергей Юрьевич ушел из жизни рано утром 8 февраля 2019 года в Московской больнице, в возрасте 83-х лет. Причиной смерти его дочь Дарья назвала остановку сердца после продолжительной болезни.
Сергей Юрьевич Юрский — советский и российский актёр и режиссёр театра и кино. Народный артист РСФСР (1987). Сергей Юрьевич родился 16 марта 1935 года в Ленинграде в семье… Развернуть
БАКЛАНОВ, ГРИГОРИЙ ЯКОВЛЕВИЧ ( 1923 - 2009) - русский советский писатель. Родился 11 сентября 1923 в Воронеже. Рано осиротев, со старшим братом, студентом Московского университета (погиб в октябре 1941 под Москвой в ополчении), вырос в семье родственников. Окончил авиационный техникум, осенью 1941 ушел добровольцем в армию, в августе 1943 окончил артиллерийское училище. Воевал на Украине, в Молдавии и за рубежами СССР, был тяжело ранен.
В 1946-1951 учился в Литературном институте им. А.М.Горького; печатался с 1950 (посвященные послевоенной деревне очерки, рассказы, первая повесть В Снегирях, 1954). Начиная с повестей Девять дней (др. назв. Южнее главного удара, 1958), Пядь земли (1959), Мертвые сраму не имут (1961) Бакланов открывает свою главную тему: человек на фронте, и не только со своей решимостью и готовностью к самопожертвованию, но и со всеми невыносимыми тяготами, жестокостью и несправедливостью войны, гибелью честных и хитрым выживанием подлецов, ужасом поминутного ожидания пули, безответственными приказами и бессмысленными смертями. Произведениями т.н. "лейтенантской литературы" (т.е. тех шагнувших на фронт со школьной скамьи, кто, по словам А.Т.Твардовского, "выше лейтенантов не поднимался"), вестниками "окопной правды" и продолжением традиций "ремаркизма" в отечественной словесности стали и последующие сочинения Бакланова, опирающиеся, как и названные выше, на реальные события и воспоминания: повесть Навеки — девятнадцатилетние (1979; Государственная премия СССР, 1982), роман Июль 41 года (1964), в котором, анализируя глубинные причины неудач первого периода войны, автор усматривает их в "синдроме тридцать седьмого года" — страхе, подозрительности, конформизме.
Молох административно-командной системы (повесть Карпухин, 1965), неестественность, ложность, неправедность пути к признанию и славе, разрушающего талант и личность художника (роман Друзья, 1975), формирующие циничных карьеристов — волонтеров номенклатурной стаи (повесть Свой человек, 1990), типичные для "городской прозы" внутренние метания, рефлексия и самобичевание мыслящего интеллигента в суетном и лицемерном обществе (повесть Меньший среди братьев, 1981) — таковы у Бакланова аспекты жизни военного поколения в мирное время, будничный трагизм которого передается писателем с таким же отчаянием, как и фронтовое прошлое, которое, однако, в любом случае освящала высшая цель: защита Родины.
Один из ярких "перестроечных" публицистов, Бакланов с 1986 возглавлял журнал "Знамя", сыгравший существенную роль в преодолении сталинистских тенденций в обществе. Автор очерков Темп вечной погони (другое назв. Месяц в Америке, 1972) и Канада (1976), многочисленных эссе, мемуаров, киносценариев (в т.ч. фильма Был месяц май, 1970, реж. М.М.Хуциев, по рассказу Бакланова Почем фунт лиха), пьесы Пристегните ремни (1975) и др.
Умер 23 декабря 2009 года в Москве. Похоронен на Троекуровском кладбище.
БАКЛАНОВ, ГРИГОРИЙ ЯКОВЛЕВИЧ ( 1923 - 2009) - русский советский писатель. Родился 11 сентября 1923 в Воронеже. Рано осиротев, со старшим братом, студентом Московского… Развернуть
Слаповский Алексей Иванович — русский писатель, драматург и сценарист. Член Союза российских писателей, Союза театральных деятелей, редколлегии журнала «Волга».
Псевдонимы: Н. Задеев, Иван Кац Али.
Алексей Иванович родился 29 июля 1957 года в селе Чкаловское Саратовской области. В 1979 году окончил филологический факультет Саратовского университета. По окончании университета работал учителем русского языка и литературы в школе, в 1981—1982 годах грузчиком, с 1982 по 1989 год корреспондентом Саратовского телевидения и радио. С 1990 по 1995 год был редактором и заведующим отделом художественной литературы журнала «Волга». В 2001 году переезжает в Москву, сотрудничает с телевидением и кино (сценарии сериалов «Остановка по требованию», «Пятый угол», «Участок» и др., фильма «Ирония судьбы. Продолжение» (в соавторстве), а также сценарии телефильмов по собственным романам «Я — не я» и «Синдром феникса».
Произведения Алексея Слаповского переведены на английский, венгерский, голландский, датский, немецкий, польский, сербско-хорватский, французский, финский, чешский, шведский и др. языки.
Алексей Слаповский являлся членом Союза российских писателей, Союза театральных деятелей.
Скончался в 8 часов утра 8 января 2023 года от пневмонии.
Слаповский Алексей Иванович — русский писатель, драматург и сценарист. Член Союза российских писателей, Союза театральных деятелей, редколлегии журнала «Волга». Псевдонимы:… Развернуть
01.03.2024 внесена Минюстом России в реестр СМИ и физлиц, выполняющих функции иностранного агента.
Людмила Евгеньевна Улицкая (род. 21. 02.1943, г. Давлеканово, Башкирия) — российская писательница. Жена скульптора Андрея Красулина.
Род деятельности: Писательница и сценарист
Годы творчества: С конца 1980-х
Людмила Улицкая родилась в Башкирии, где находилась в эвакуации ее семья. После войны Улицкие вернулись в Москву, где Людмила закончила школу, а потом и биофак МГУ. Людмила Евгеньевна два года проработала в Институте общей генетики АН СССР, откуда ее уволили за перепечатку самиздата в семидесятом году. С тех пор Улицкая по ее собственному утверждению никогда не ходила на государственную службу: она работала завлитом Камерного еврейского музыкального театра, писала очерки, детские пьесы, инсценировки для радио, детского и кукольного театров, рецензировала пьесы и переводила стихи с монгольского языка. Публиковать свои рассказы в журналах Улицкая начала в конце восьмидесятых годов, а известность пришла к ней после того, как по ее сценарию были сняты фильмы «Сестрички Либерти» (1990, режиссер – Владимир Грамматиков) и «Женщина для всех» (1991, режиссер – Анатолий Матешко), а в «Новом мире» вышла повесть «Сонечка» (1992). В 1994 это произведение было признано во Франции лучшей переводной книгой года и принесло автору престижную французскую премию Медичи. Во Франции же вышла и первая книга Людмилы Улицкой (сборник «Бедные родственники», 1993) на французском языке.
Произведения Людмилы Евгеньевны переводились на двадцать пять языков. Литературоведы называют ее прозу «прозой нюансов», отмечая, что «тончайшие проявления человеческой природы и детали быта выписаны у нее с особой тщательностью. Ее повести и рассказы проникнуты совершенно особым мироощущением, которое, тем не менее, оказывается близким очень многим». Сама же Улицкая так характеризует свое творчество: «Я отношусь к породе писателей, которые главным образом отталкиваются от жизни. Я писатель не конструирующий, а живущий. Не выстраиваю себе жёсткую схему, которую потом прописываю, а проживаю произведения. Иногда не получается, потому что выхожу совсем не туда, куда хотелось бы. Такой у меня способ жизни». При этом Людмила Евгеньевна – человек сомневающийся, она не скрывает, что до сих пор испытывает «ощущение дилетантизма»: «Я как бы временный писатель, вот напишу все и пойду делать что-то другое».
01.03.2024 внесена Минюстом России в реестр СМИ и физлиц, выполняющих функции иностранного агента. Людмила Евгеньевна Улицкая (род. 21. 02.1943, г. Давлеканово, Башкирия) —… Развернуть
Королёв Анатолий Васильевич родился 24 сентября 1946 года в Свердловске в семье служащих. Окончил филологический факультет Пермского университета (1970) и Высшие театральные курсы (1981). Служил офицером в армии, работал на Пермском телевидении (1964—66), в пермской газете «Молодая гвардия» (1972—76).
Печатается с 1978 года: повесть «Рисунок на вольную тему» («Урал»). Опубликовал в журналах: «Гений местности: Повесть о парке» («Нева», 1990, № 7), повесть «Голова Гоголя» («Знамя», 1992, № 7), роман «Эрон» («Знамя», 1994, №№ 7—8), роман «Человек-язык» («Знамя», 2000, № 1), «Змея в зеркале, которое спрятано на дне корзины с гостинцами, каковую несёт в руке Красная Шапочка, бегущая через лес по волчьей тропе» («Дружба народов», 2000, № 10). Его радиопьесы «Ночные голоса» (1984), «Транзитный перелет» (1989), «Невесты револьвера» (1990) поставлены в Москве, Таллинне, Братиславе, Кельне и Варшаве. По сценарию Королёва (в соавторстве с группой сценаристов) режиссер Юрий Грымов снял фильм «Коллекционер» (2002). Кроме того, Королёв пишет философские этюды и литературоведческие эссе публикуя их в «Общей газете» и журналах «Знамя», «Вопросы литературы», «Искусство кино», «Смысл». Наиболее значительное эссе о пушкинском «Моцарте и Сальери» напечатано в академическом ежегоднике «Контекст—1989», а исследование о романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» находится ещё в рукописи.
Говоря о своём интересе к «пограничным ситуациям», а также о собственном «стремлении утяжелить ношу чтения, стремлении транслировать через текст тот ужас, в котором пребывает сердце читателя», Королёв подчеркивает: «После Освенцима, под которым надо понимать глобальный кризис всех гуманистических ценностей, кризис всяких ответов XX века, новый роман уже не может любить читателя». Поэтому каждое новое произведение писателя превращается в своего рода художественную и этическую провокацию, что и вызывает предельно разноречивые отклики и споры в прессе. Причём, как заметил Королёв, эстетику хотят поверить этикой и соответственно «цитаты подаются как улики, а мораль, традиции или дух русской классики вызываются как свидетели на очную ставку с обвиняемым».
Произведения Короёева переведены на словацкий, немецкий, французский, польский, английский, итальянский и болгарский языки.
Член СП СССР (1991), Русского ПЕН-центра (1997).
Королёв Анатолий Васильевич родился 24 сентября 1946 года в Свердловске в семье служащих. Окончил филологический факультет Пермского университета (1970) и Высшие театральные… Развернуть
Владимир Семёнович Маканин — советский и российский писатель.
Родился в 1937 году в уральском городе Орске. Семья его принадлежала к советскому «среднему классу»: отец, Семён Степанович, работал инженером-строителем, мать, Анна Ивановна, была учительницей. Детство Владимира Маканина пришлось на военные годы, которые и в уральском тылу были полны лишений. После войны семья перебралась в Черниковск – промышленный пригород Уфы. Там Маканин закончил среднюю школу. После этого он поступил в МГУ на механико-математический факультет. Получив диплом, будущий писатель начал работать в Военно-артиллерийской академии им. Дзержинского. Этот период жизни послужил материалом для дебютного романа «Прямая линия» (1965). После того, как роман вышел в свет отдельной книгой, автор был принят в Союз писателей.
В 1964 г. Маканин поступил на Высшие курсы сценаристов и режиссёров. По окончании курсов, в 1971 г. он поступил на работу в издательство «Советский писатель» на должность редактора. В том же году была издана его вторая книга, в которую вошли повести «Безотцовщина» и «Солдат и солдатка». В 1972 г. Маканин попал в серьёзную аварию и получил тяжёлую травму позвоночника. Ему пришлось провести несколько месяцев на больничной койке, закованному в гипс. Впечатления от этого периода жизни легли в основу рассказа «Пойте им тихо».
Следующий сборник Маканина, «Повесть о Старом посёлке» (1974), стал «манифестом» того метода, который писатель взял на вооружение. Это подробное, достоверное, иронически дистанцированное изображение повседневной жизни под знаком её суетной обыденности – с параллельным выявлением глубинных, архетипических закономерностей, образующих скрытый от глаз фундамент этой жизни.
Произведения Владимира Маканина в это время охотно печатали издательства. Это происходило потому, что темы его повестей и рассказов, их конфликты и коллизии лежали в стороне от привычных проблемных площадок советской прозы, располагавшихся между кондовым конформизмом и дозволенной «гражданской смелостью», и потому казались идеологически приемлемыми, безвредными.
С началом перестройки Маканин откликнулся на события как всегда сугубо индивидуальным способом, опубликовав повести «Один и одна» и «Отставший», вызвавшие бурные полемические отклики.
В 1985 – 1991 гг. он был членом правления СП РСФСР. С 1989 г. Маканин – член исполкома Русского ПЕН-центра.
В произведениях 1990-х годов писатель осваивал бурную и неустоявшуюся постперестроечную реальность («Лаз», «Сюр в Пролетарском районе», «Кавказский пленный»), одновременно сводя счёты с советским прошлым, осмысляя его в широкой социально-культурной перспективе («Стол, покрытый сукном и с графином посередине», «Квази»). При этом он использовал выработанную раньше повествовательную манеру, расширяя её за счёт фантасмагории, гротесковых и сюрреалистических приемов.
В масштабном романе «Андеграунд, или Герой нашего времени» (1998) Маканин создал колоритную фреску российской жизни начала 90-х годов прошлого века. Но главное здесь – безжалостный анализ «несчастного сознания», индивидуального и коллективного, поражённого кризисом культуры.
В начале нового тысячелетия писатель продолжает работать, упорно и плодотворно. Его роман «Испуг» навлёк на Маканина обвинения в старческом эротизме. «Асан», в неожиданном ракурсе изображающий войну в Чечне, спровоцировал споры о достоверности деталей повествования и о том, насколько автор вправе отклоняться от «правды факта» во имя художественной правды. Масла в огонь полемики добавило присуждение роману главной премии «Большая книга» в 2008 году.
Сегодня имя Владимира Маканина известно во всем мире. Он один из немногих современных российских писателей, которым удалось покорить не только отечественного, но и западного читателя. Его книги переведены на десятки различных языков. Его произведения экранизируют, по ним ставятся пьесы.
Владимир Маканин был женат, у него две дочери и несколько внуков. В последние годы жил в Москве, но чаще на подмосковной даче. Умер 1 ноября 2017 года.
Автор текста - Dafnia
Владимир Семёнович Маканин — советский и российский писатель.
Родился в 1937 году в уральском городе Орске. Семья его принадлежала к советскому «среднему классу»: отец, Семён… Развернуть
Волос Андрей Германович - писатель, мастер малой прозы, романист.
Родился в семье геологов. Окончил Московский институт нефтехимической и газовой промышленности имени Губкина по специальности геофизик (1977). Вернулся в Душанбе, где занимался переводами таджикской поэзии. В 1979 дебютировал собственными стихами в журнале «Памир». Первая книга, поэтический сборник «Старое Шоссе», вышла в 1988. С конца 1980-х начал писать прозу. Член Союза писателей Москвы. Живёт в Москве.
Волос Андрей Германович - писатель, мастер малой прозы, романист. Родился в семье геологов. Окончил Московский институт нефтехимической и газовой промышленности имени Губкина… Развернуть
Евгений Иванович Носов — русский и советский писатель. Герой Социалистического Труда (1990). Член Союза писателей СССР, редколлегий журналов «Наш современник», «Подъём» и «Роман-газеты».
Евгений Носов родился 15 января 1925 года в семье потомственного мастерового, кузнеца. Шестнадцатилетним юношей пережил фашистскую оккупацию. Закончил восьмой класс и после Курского сражения (5 июля — 23 августа 1943 года) ушёл на фронт в артиллерийские войска, став наводчиком орудия. Участвовал в операции «Багратион», в боях на Рогачёвском плацдарме за Днепром. Воевал в Польше.
В боях под Кёнигсбергом 8 февраля 1945 года был тяжело ранен и День Победы встречал в госпитале в Серпухове, о чём позже написал рассказ «Красное вино победы». Выйдя из госпиталя, получил пособие по инвалидности.
После войны окончил среднюю школу. Уехал в Казахстан, Среднюю Азию, работал художником, оформителем, литературным сотрудником. Начал писать прозу. В 1980-х гг. был членом редакционной коллегии журнала «Роман-газета».
Был замечен в морозные дни за развешиванием призывов к людям покормить птиц. На могиле так и попросил написать: «Покормите птиц». Е. И. Носов умер 13 июня 2002 года. Похоронен в Курске.
Евгений Иванович Носов — русский и советский писатель. Герой Социалистического Труда (1990). Член Союза писателей СССР, редколлегий журналов «Наш современник», «Подъём» и… Развернуть
Борис Львович Васильев — советский и российский писатель. Лауреат Государственной премии СССР (1975).
Родился 21 мая 1924 года в Смоленске. Отец — кадровый офицер Красной Армии, мать — из известной семьи народников.
Рано проявившиеся у Бориса Васильева увлечение историей и любовь к литературе "с детства переплелись в его сознании". Учась в воронежской школе, он играл в любительских спектаклях, выпускал вместе со своим другом рукописный журнал. Когда окончил 9-й класс, началась война.
В семнадцать лет добровольцем пошел на фронт. В 1943 году после контузии поступил на учебу в военно-техническую академию бронетанковых и механизированных войск. После её окончания в 1948 году, работал по специальности инженером-испытателем боевых машин.
В 1954 году ушел из армии и занялся профессиональной литературной деятельностью. Печатается с 1954 года. Известность ему принесла повесть 1969 года «А зори здесь тихие». Автор многих повестей, романов, пьес, а также публицистики. По книгам и сценариям Бориса Васильева снято более 15 фильмов.
Борис Львович Васильев — советский и российский писатель. Лауреат Государственной премии СССР (1975). Родился 21 мая 1924 года в Смоленске. Отец — кадровый офицер Красной… Развернуть
Борис Петрович Екимов — русский прозаик и публицист. Почётный гражданин города Калач-на-Дону (1995).
Борис Екимов родился в городе Игарка Красноярского края в семье служащих. Работал токарем, слесарем, наладчиком, электромонтером на заводе, строителем в Тюменской области и в Казахстане, учителем труда в сельской школе.
Как прозаик дебютировал в 1965 году. В 1976 году был принят в Союз писателей России, а в 1979 году окончил Высшие литературные курсы.
За свою многолетнюю писательскую деятельность Борис Екимов создал более 200 произведений. Печатается в самых популярных литературных изданиях: «Наш современник», «Знамя», «Новый мир», «Нива Царицынская», «Россия». Наиболее заметный интерес у читательской аудитории вызвали публикации Б. Екимова в «перестроечные» годы на пике тиражности «толстых изданий»: сборники рассказов «За теплым хлебом», «Ночь исцеления», романы «Родительский дом», «Пастушья звезда».
Бориса Екимова нередко называют «проводником литературных традиций Донского края». Лейтмотив его произведений – реальные жизненные будни простого человека. Это близко и понятно многим, поэтому книги пользуются в России огромной популярностью.
Дмитрий Шеваров, обозреватель газеты «Труд»: «Всякий, кто читал хоть один рассказ Екимова, наверняка запомнил писателя. И хотя все его герои - жители задонских хуторов, каждый скажет: это про нас, про меня. Про нашу жизнь - тревожную, разбитую на осколки. Силой таланта и любви писатель бережно собирает эти осколки в повествование, которое, думаю, надолго останется в русской литературе как честное свидетельство обо всем, что мы испытали в последние 20 лет».
Произведения Бориса Екимова переводились на английский, испанский, итальянский, немецкий, французский и другие языки. Его повесть «Пастушья звезда» включена в президентскую библиотеку – серию книг выдающихся произведений российских авторов.
Борис Екимов - член правлений Союза Писптелей РСФСР (с 1985 по 1991 годы) и Союза Писателей России (с 1994 года). Был членом редколлегии еженедельника «Литературная Россия» (с 1987 года). Член редколлегий журналов «Отчий край», «Роман-газета» (с 1998 года). Член комиссии по Государственным премиям при Президенте РФ (с 1997 года). Входил в жюри Букеровской премии (1997).
Борис Екимов живет, как сам часто говорит, «на два дома»: в Волгограде и Калаче-на-Дону.
Борис Петрович Екимов — русский прозаик и публицист. Почётный гражданин города Калач-на-Дону (1995). Борис Екимов родился в городе Игарка Красноярского края в семье служащих.… Развернуть
Виктория Самойловна Токарева - прозаик, член Союза писателей СССР (1972), член Союза писателей СССР (1972), Русского Пен-центра (1997). По ее сценариям снято более 20 кино- и телефильмов. В 1990-е годы вошла в число 10 самых издаваемых в России авторов. Произведения Виктории Токаревой переводились на итальянский, английский, французский, немецкий, китайский языки.
Виктория Токарева родилась в Ленинграде, в семье инженера; во время войны они были эвакуирована на Урал. Рано лишилась отца, на ее формирование оказала большое влияние мать, с детства приобщившая Викторию к литературе и воспитавшая в ней «святое отношение к Чехову» (Токарева отмечает особое влияние на нее рассказа «Скрипка Ротшильда»). В школе пробовала писать роман, поэтому, по её словам, «провалилась» при поступлении в медицинский институт. После окончания 10-летки поступила по классу фортепиано в Ленинградское музыкальное училище. В 1961 году, выйдя замуж, переехала в Москву, работала в музыкальной школе учителем пения, позже редактором на киностудии «Мосфильм». Мечтала стать актрисой», но попытки поступить в Школу-студию МХАТ и сниматься в кино успехом не увенчались.
В 1962 году Виктория поступилана сценарный факультет во ВГИК. Будучи студенткой 2-го курса, написала сценарий для киножурнала «Фитиль», в 1964 был опубликован первый рассказ - «День без вранья». Затем последовали другие, вызвавшие интерес читателей. Она скоро стала известной, её произведения время от времени появлялись в ведущих литературных журналах «Юность» и «Новый мир». В 1969 вышла первая книга «О том, чего не было», включившая в себя уже печатавшиеся и новые повести и рассказы. С конца 1970-х появляются первые крупные произведения Токаревой — повести «Ехал Грека» (1977), «Неромантичный человек: Повесть-сказка» (1978), «Старая собака» (1979), «Талисман» (1982), «Длинный день» (1986), «Пять фигур на постаменте» (1987), «Ничего особенного» (1990), «Я есть. Ты есть. Он есть» (1991), «Лавина» (1995) и др.
Сама Токарева уверяла, что она в первую очередь — комедиограф, но «комедия для меня — это весело рассказанная трагедия» (свою статью о Феллини она назовет «Трагический гений»). Токарева ощущает динамику юмора в русской литературе от 1920-х: юмор Ильфа и Петрова и комедий Г. Александрова — «юмор юности нашего общества»; сейчас у нас «другая возрастная пора» и другой уровень юмора — «скажем, комедии Феллини и Данелия». Одно дело смеяться над человеком, который поскользнулся и упал в лужу, другое дело — узнавая в нём себя. «Умение смеяться над своими проблемами — это признак духовного здоровья человека и нации»,— утверждает Токарева. Она любит рассказывать о печальном — весело, а в веселом увидеть повод для серьезных раздумий, при этом смотря на мир так, будто до нее его никто не видел.
Особенно ярко эта грань дарования Токаревой отразилась в ее сценариях, написанных как самостоятельно, так и в соавторстве, как на своей собственной литературной основе, так и в результате переработки текстов др. авторов: «Урок литературы» (1968), «Джентльмены удачи» (1971, совместно с Г.Данелия), «Совсем пропащий» (по Марку Твену, совместно с Г.Данелия, 1973), «Сто граммов для храбрости» (новелла в одноименном фильме, 1977), «Мимино» (совместно с Р.Габриадзе и Г.Данелия, 1978), «На короткой волне» (по повести Г.Немченко, 1978), «Шла собака по роялю» (1979), «Шляпа» (при участии Л. Квинихидзе, 1982), «Талисман» (1983), «О том, чего не было» (1987), «Стечение обстоятельств» (1988), «Я люблю» (по повести «Ничего особенного», 1995). Токарева написала также сценарии к телевизионным фильмам — «Красный петух Плимутрок» (1975), «Перед экзаменом» (1977), «Зигзаг» (1980) и др. Особую роль в своем формировании как кинодраматурга Токарева отводит Г. Данелия.
Есть жанр, который Токарева использует необыкновенно часто,— это интервью, беседа. Такие выступления публиковались в журнале «Театральная жизнь», «Огонек» и «Семья», «Деловая женщина» и др., а также во многих газетах. Она сумела коснуться в этих беседах многих этических проблем, моментов, связанных с положением женщины в жизни и с изображением ее в художественных произведениях, которым она сама, вошедшая в литературу на волне «семейно-бытового бума», уделила немало внимания. И хотя Токарева настойчиво подчеркивает, что «чисто женских проблем не бывает», целый ряд ее выступлений несет «признак пола» даже в самих названиях: «Между нами, женщинами», «Поговорим о деловой женщине», «Что волнует нашу современницу», «Эмансипация хороша в меру», «Долой феминизм!» и др.
Отзывы критики :
Творчество Виктории Токаревой часто сравнивается с А. П. Чеховым. Известный сценарист и сама признает, что произведения великого автора оказали на неё значительное влияние. Своим любимым современным российским писателем Токарева также считает Сергея Довлатова.
Разнообразны и отзывы критики. Некоторые российские критики считают Токареву просто еще одной женской писательницей, а зарубежные критики считают Викторию Самойловну не женской писательницей и не менее талантливой, чем другие российские писательницы, среди которых: Людмила Улицкая, Татьяна Толстая и Людмила Петрушевская. Вокруг книг Виктории Токаревой возникали дискуссии о «лжеромантике общих мест», о «парадоксах добра» и «фрагментах истины». Но подавляющее большинство критиков подчеркивало, что для её творчества характерно обращение к актуальным нравственным проблемам своего времени, отрицание ложного пафоса во имя утверждения истинных идеалов, конфликт творческой мысли с мещанством и обывательщиной, внимание к простому человеку и его быту. Почти во всех рецензиях обращалось внимание на обаяние её юмора.
Тем не менее, на западе, имеется лишь небольшой критический очерк в отношении творчества Токаревой, но она очень часто упоминается в работах Елены Госкило (Helena Goscilo) о российских женщинах писательницах феминистках, а так же Ричардом Чаплом (Richard Chapple).
Виктория Самойловна Токарева - прозаик, член Союза писателей СССР (1972), член Союза писателей СССР (1972), Русского Пен-центра (1997). По ее сценариям снято более 20 кино-… Развернуть
Людмила Стефановна Петрушевская — российский прозаик, драматург.
Родилась 26 мая 1938 в Москве в семье служащего. Прожила тяжелое военное полуголодное детство, скиталась по родственникам, жила в детском доме под Уфой.
После войны вернулась в Москву, окончила факультет журналистики Московского университета. Работала корреспондентом московских газет, сотрудницей издательств, с 1972 — редактором на Центральной студии телевидения.
Петрушевская рано начала сочинять стихи, писать сценарии для студенческих вечеров, всерьёз не задумываясь о писательской деятельности.
Первым опубликованным произведением автора был рассказ «Через поля», появившийся в 1972 в журнале «Аврора». С этого времени проза Петрушевской не печаталась более десятка лет.
Первые же пьесы были замечены самодеятельными театрами: пьеса «Уроки музыки» (1973) была поставлена Р. Виктюком в 1979 в театре-студии ДК «Москворечье» и почти сразу запрещена (напечатана лишь в 1983).
Постановка «Чинзано» была осуществлена театром «Гаудеамус» во Львове. Профессиональные театры начали ставить пьесы Петрушевской в 1980-е: одноактная пьеса «Любовь» в Театре на Таганке, «Квартира Коломбины» в «Современнике», «Московский хор» во МХАТе. Долгое время писательнице приходилось работать «в стол» — редакции не могли публиковать рассказы и пьесы о «теневых сторонах жизни». Не прекращала работы, создавая пьесы-шутки («Анданте», «Квартира Коломбины»), пьесы-диалоги («Стакан воды», «Изолированный бокс»), пьесу-монолог («Песни XX века», давшую название сборнику ее драматургических произведений).
Проза Петрушевской продолжает ее драматургию в тематическом плане и в использовании художественных приемов. Её произведения представляют собой своеобразную энциклопедию женской жизни от юности до старости: «Приключения Веры», «История Клариссы», «Дочь Ксени», «Страна», «Кто ответит?», «Мистика», «Гигиена» и многие другие. В 1990 был написан цикл «Песни восточных славян», в 1992 — повесть «Время ночь». Пишет сказки как для взрослых, так и для детей: «Жил-был будильник», «Ну, мама, ну!» — «Сказки, рассказанные детям» (1993); «Маленькая волшебница», «Кукольный роман» (1996).
Первый сборник прозы Людмилы Петрушевской, "Бессмертная любовь", был опубликован в 1987 году. В 1991 году Петрушевская была удостоена немецкой премии им. Пушкина (Гамбург). Писательница была номинирована на первую Букеровскую премию (шорт-лист). В настоящее время Людмила Петрушевская живет в Москве. В 1996 году московское издательство "АСТ" совместно с харьковским издательством "Фолио" выпустило пятитомное собрание сочинений писательницы.
Людмила Стефановна Петрушевская — российский прозаик, драматург. Родилась 26 мая 1938 в Москве в семье служащего. Прожила тяжелое военное полуголодное детство, скиталась по… Развернуть