Опубликовано: 8 ноября 2021 г., 16:23

6K

25 самых культовых книжных обложек всех времен

Возможно, одна из них на вашей футболке

Давайте разберемся. Что делает обложку книги культовой? Никаких строгих правил, естественно, нет. Что называется, увидишь — поймешь. Однако чтобы составить этот список, я обращала внимание на узнаваемость, частоту появлений и воспроизводимость, то есть если в интернет-магазинах продаются миллионы футболок/пуговиц/постеров/хозяйственных сумок ручной работы, украшенных изображением с обложки книги, если кто-то наряжался в такой костюм на Хэллоуин или сделал тату по ее мотивам, то обложку можно назвать культовой. Следовательно, наиболее культовые книжные обложки — это культурные артефакты, связанные с книгами, для которых были созданы, но как бы существующие отдельно от них. (Немного туманное определение, но это не редкость в наши дни, правда?)

Конечно, есть определенная связь между популярностью и «долгожительством» самой книги (т. е. считается ли произведение «классическим») и узнаваемостью ее обложки. Прежде всего, обложки первого издания, если над ее созданием поработали как следует. Может быть и взаимосвязь между культовостью и качеством самого дизайна, однако предсказать эти вещи не то чтобы возможно. К примеру, берусь утверждать, что несмотря на известность «Лолиты», никакой культовой обложки этой книги не существует. Культовое изображение, которое всплывает в памяти, — солнцезащитные очки в форме сердечек и т. д. — взято из экранизации Стэнли Кубрика, и хотя оно использовалось в многочисленных переизданиях «Лолиты», это не то, о чем я говорю. Существует множество ужасных обложек «Лолиты» и несколько удачных, но и этого недостаточно. И наоборот, за многие годы были опубликованы сотни красивых, хитроумных или просто хорошо нарисованных обложек, но лишь немногие из них приобрели культовый статус. Что ж, мы не оставляем надежду.

Прошу обратить внимание, что я не рассматривала при составлении списка детские книги, даже «Хоббита» и «Маленького принца», какими бы культовыми они ни были! (Правила отбора детских книжек немного отличаются, как мне кажется, так что оставим это приключение на следующий раз.) Кроме того, немного преждевременно, наверное, учитывать произведения, опубликованные за последние 30 лет, потому как рано называть их «культовыми». Следовательно, обложек относительно недавних, но хорошо узнаваемых книг, таких как «Разговоры с друзьями» или «Маленькая жизнь», вы здесь тоже не увидите. Может быть, когда-нибудь. Ну и, наконец, список составлен с точки зрения американцев. Буду рада узнать, если какие-либо обложки в других странах более популярны, чем эти.

o-r.jpg

Джейн Остин.  Гордость и предубеждение . Дизайн обложки: Хью Томпсон, 1894 г.

Самый популярный роман Джейн Остин издавался под бесчисленными вариантами обложек, но эта — та самая, с которой Джордж Аллен опубликовал первое иллюстрированное издание романа — побила рекорды популярности в то время и в наши дни чаще всего используется на товарах для поклонников.


o-r.jpg

Ф. Скотт Фицджеральд.  Великий Гэтсби . Дизайн обложки: Фрэнсис Кугат, 1925 г.

Вероятно, это самая узнаваемая обложка произведения американской литературы, и у нее очень необычная история. Во-первых, это единственная книжная обложка в творчестве испанского художника Кугата. Во-вторых, он закончил работу еще до того, как была готова рукопись (и получил 100 долларов), и, похоже, обложка повлияла на само произведение. «Ради Бога, никому не отдавай обложку, что ты для меня приберег, — писал Фицджеральд своему редактору Максвеллу Перкинсу, — я вписал ее в книгу». Возможно, это была реакция на эскиз, а не на готовую работу, но в любом случае влияние было, и роман стал американской классикой.


o-r.jpg

Олдос Хаксли.  О дивный новый мир . Дизайн обложки: Лесли Холланд, 1932 г.

Существует несколько категорий обложек романа «О дивный новый мир»: с таблеткой, с деталями машин, с клонами и с планетой Земля. Многие из них ссылаются на оригинальную обложку, созданную Лесли Холландом. Эта обложка до сих пор остается самой известной и культовой, несмотря на то, что Холланд никогда не читал эту книгу.


o-r.jpg

Теннесси Уильямс.  Трамвай «Желание» . Дизайн обложки: Элвин Лустиг, 1947 г.

Литографический оттиск созданной Элвином Лустигом обложки пьесы Уильямса, которая была опубликована издательством New Directions в 1947 году в твердом переплете, является частью постоянной экспозиции Смитсоновского музея дизайна Купер Хьюитт.


o-r.jpg

Джером Дэвид Сэлинджер.  Над пропастью во ржи . Дизайн обложки: Э. Майкл Митчелл, 1951 г.

Всем известно, что Сэлинджер был чрезвычайно строг в вопросе внешнего вида книг (как вы помните, это единственная обложка, на которой есть хоть какой-то рисунок). Э. Майкл Митчелл был его близким другом и в Коннектикуте, когда Сэлинджер писал это знаменитое произведение, жил по соседству. По слухам, Сэлинджер зачитывал другу некоторые куски вслух и в какой-то момент попросил придумать обложку. Как и обложка романа Остин, она использовалась на товарах для фанатов бесчисленное количество раз и в свое время украшала немало комнат в общежитиях.


o-r.jpg

Ральф Эллисон.  Невидимка . Дизайн обложки: Эдвард Макнайт Кауффер, 1952 г.

«Невидимка» немного необычен как классическое литературное произведение, в том плане, что была создана уйма потрясающих обложек (моя любимая — наверное, обложка юбилейного издания Vintage Books, посвященного 30-летию романа) и некоторое количество оскорбительно плохих (хотя, мне кажется, современный вариант британской серии Penguin Classics очень даже миленький). Однако обложка первого издания по-прежнему сохраняет статус самой культовой, вероятно, из-за того, что Макнайт Кауффер ранее был художником-плакатистом. Оказывается, Макнайт Кауффер создал множество интересных обложек, в том числе для «Ребекки» 1938 года издания (роман Дафны дю Морье — прим. пер.) и «Мальтийского сокола» 1941 года издания (роман Дэшила Хэммета — прим. пер.) — я их раньше даже не видела.


o-r.jpg

Рэй Брэдбери.  451 градус по Фаренгейту . Дизайн обложки: Джо Перначаро, иллюстрации: Джозеф Муньяини, 1953 г.

Выглядит слегка старомодно, и все же это самая узнаваемая – и культовая – обложка всеми любимого классического произведения.


o-r.jpg

Роберт Блох.  Психоз . Дизайн обложки: Тони Палладино, 1959 г.

Типографика романа Блоха оказалась настолько успешной, что Альфред Хичкок приобрел права на нее для рекламной кампании фильма; на нее же опирался Сол Басс при создании начальных титров. Согласно «Нью-Йорк таймс», Палладино заявил, что дизайн — строгие белые буквы, разорванные и будто бы склеенные на черном фоне, словно на записке с требованием выкупа, — должны символизировать психопатологическую жажду убийства, охватившую главного героя романа Нормана Бейтса. «Как еще проиллюстрировать "Психоз", как не в самом этом слове?» — сказал он. И то правда.


o-r.jpg

Харпер Ли.  Убить пересмешника . Дизайн обложки: Ширли Смит, 1960 г.

Для классического романа Ли, отмеченного Пулитцеровской премией, было создано великое множество обложек. В конце концов, роман был переведен более чем на 40 языков и продан в количестве, превышающем 40 миллионов экземпляров. И все равно обложка первого издания появится первой, если вы, к примеру, решите купить книгу прямо сейчас онлайн. Если вам вдруг захочется поискать чего-то другого, то обязательно найдете что-то, напоминающее оригинальный рисунок с деревом. Хотя, конечно, существует первое британское издание. Совсем другой коленкор.


o-r.jpg

Джозеф Хеллер.  Поправка-22 Дизайн обложки: Пол Бэкон, 1961 г.

Как и «Убить пересмешника», «Поправка-22» выпускалась под разными обложками, но в умах застряла именно первая. Пол Бэкон и сам настоящая легенда, столь же культовый, как и любая обложка в этом списке. Он известен как создатель «обложки "большой" книги» (Big Book Look), суть которой отразил Стивен Хеллер в издании журнала Print 2002-го года: «Большой, жирный заголовок, хорошо видимое имя автора, маленький концептуальный рисунок». Видели что-то подобное в последнее время? Я так и думала. Несколько лет назад в интервью сайту ThinkProgress Питер Менделсунд сказал: «Его новаторство заключалось в изменении иерархии суперобложки. Раньше суперобложки сверху донизу заполняли реалистичной иллюстрацией. ... Работа Пола обратила внимание на необходимость создания иерархии. Говоря об «обложке "большой" книги», люди имеют в виду один элемент, выведенный на первый план, очень большой и резко бросающийся в глаза».

Это не единственная причина, по которой мы помним творчество Бэкона. «Иногда, работая над обложкой, мы пытаемся создать некий бренд для книги, словно для какой-нибудь корпорации, — говорит Менделсунд. — Мы ищем метод — типографику или символическое изображение, которое отражает суть этого предмета. Бренды, которым удалось стать частью корпоративной культуры, очень простые: их легко запомнить, они привлекают внимание. Я думаю, он размышлял примерно таким образом, не знаю, правда, в открытую ли, но глядя на созданные им обложки, я вижу изящество простоты».


o-r.jpg

Трумен Капоте.  Хладнокровное убийство . Дизайн обложки: С. Нил Фудзита, 1966 г.

Согласно «Таймс», первый вариант обложки, который Фудзита представил Капоте, был почти таким же, за исключением цветовой гаммы. Шляпная булавка с головкой, «напоминающей каплю крови», была красной. Капоте возразил, заявив, что преступление не настолько свежее, чтобы кровь все еще была красной. В ответ Фудзита «изменил цвет на бордовый и добавил на суперобложку траурную черную рамку».


o-r.jpg

Марио Пьюзо.  Крестный отец . Дизайн обложки: С. Нил Фудзита, иллюстрации: Джон Касивабара, 1969 г.

Как и обложка «Психоза», эта обложка использовалась в рекламной кампании экранизации, которая стала самым кассовым фильмом 1972 года и на тот момент самым кассовым фильмом всех времен, не говоря уже о том, что этот фильм один из самых весомых в истории. Неплохой способ обрести культовый статус.


o-r.jpg

Майя Энджелоу.  Поэтому птица в неволе поёт . Дизайн обложки: Джанет Хэлверсон, 1969 г.

Одна из самых популярных — и продаваемых — обложек в этом списке. Хэлверсон создала множество классических обложек, в том числе романа Энджелоу «Соберитесь во имя мое» (Gather Together in My Name, здесь и далее в скобках названия книг, не издававшихся на русском языке — прим. пер.), обложка которого заимствует образы этого культового изображения, и романа Джоан Дидион «Как Бог на душу» (Play It As It Lays). Однако мне не удалось найти практически никакой информации о ней. Нам нужно больше биографий женщин — дизайнеров обложек.


o-r.jpg

Курт Воннегут.  Бойня номер пять . Дизайн обложки: Пол Бэкон, 1969 г.

Еще одна классическая работа Пола Бэкона для книги, издававшейся под бесчисленными вариантами обложек. В школах это издание повсеместно заменили на «делловский» вариант в мягком переплете, опубликованный в 90-х годах, однако эта обложка берет свое на рынке футболок. Вы когда-нибудь замечали, что вторая буква «S» напечатана вверх ногами?


o-r.jpg

Филип Рот.  Случай Портного . Дизайн обложки: Пол Бэкон, 1969 г.

Да-да, знаю, опять Пол Бэкон. Но этот стиль обложки с надписью жирным шрифтом стал узнаваем как стенография Портного и задал схему дизайна обложек всех книг Рота, выпущенных с 1969 по 1975 гг., даже несмотря на то, что он успел за это время сменить несколько издателей.


o-r.jpg

Сильвия Плат.  Под стеклянным колпаком . Дизайн обложки: Эми Исби Дьювелл, 1971 г.

Я подумывала выбрать дизайн Ширли Такер для версии 1966 года, выпущенной издательством Faber and Faber (той самой, с гипнотическими концентрическими кругами). Однако на первом американском издании (Harper & Row) впервые появился шрифт Davida, который стал неофициальным символом романа «Под стеклянным колпаком», и теперь (как и изображения розы) его можно увидеть на обложках многих изданий книги.


o-r.jpg

Энтони Берджесс.  Заводной апельсин . Дизайн обложки: Дэвид Пелэм, 1972 г.

В этом списке по большей части представлены первые издания, однако издание «Заводного апельсина», выпущенное Дэвидом Пелэмом в мягком переплете, появилось на целых десять лет позже первой публикации. Выпуск был приурочен к выходу экранизации Стэнли Кубрика, однако история оказалась весьма занимательной. Кубрик запретил издательству Penguin использовать какие-либо элементы с афиши работы Филипа Касла, поэтому руководитель отдела художественного оформления Дэвид Пелэм заказал создание обложки с нуля. К сожалению, нанятый им дизайнер, превысив все мыслимые сроки, сдал обложку, которая Пелэму не пришлась по душе. Он оказался вынужден в срочном порядке придумать собственную версию. Кажется, у него неплохо получается работать под давлением: эта обложка стала настоящим символом и книги, и фильма, который используется повсеместно. В том числе на носках.


o-r.jpg

Питер Бенчли.  Челюсти . Дизайн обложки: Пол Бэкон, 1974 г.

Еще один пример дизайнерской идеи, которая стала неотделима от книги. Отдел продаж издательства Bentam отверг первую идею обложки дебютного романа Бенчли: «мирный, ничего не подозревающий городок, [показанный] через размытые челюсти акулы». Таково было видение самого Бенчли. Редактор Том Конгдон и руководитель отдела художественного оформления Алекс Готфрид остановились на строгой суперобложке. Напечатали 30 000 копий, но, увидев результат, издатель Bentam Оскар Дистел возразил против этой идеи. Дальше, как рассказал журналу «Нью-Йорк таймс мэгэзин» Тед Морган, дело было так.

«Без рисунка, — сказал [Дистел], —никто не поймет, при чем тут "Челюсти". Может, это книга о стоматологии». Он попросил Конгдона поместить на суперобложку акулу. Конгдон отправился к Готфриду: «Дистел просит рисунок. Заплатил авансом много денег. Думаю, надо удовлетворить его просьбу». Готфрид, подавив раздражение, вызвал художника Пола Бэкона, и тот набросал черновой вариант огромной рыбьей головы.

«Почему бы нам не добавить пловца, чтобы можно было почувствовать масштабы катастрофы?» — спросил Готфрид. На следующее утро Бэкон вернулся с готовой обложкой: голова акулы с раскрытой пастью поднимается в направлении плывущей женщины. Дистелу понравилось, и 20 декабря он написал Конгдону: «Дизайн обложки "Челюстей" заметно улучшился. Если продашь 100 000 экземпляров, будем делать, как ты говоришь».

«Мы осознали, что новая версия похожа на пенис с зубами, — сказал Конгдон, —но разве это плохо? Чтобы задобрить Алекса, я купил ему галстук Paul Stuart за 17 долларов».

Похоже, и правда, ничего плохого в этом не было.


o-r.jpg

Тони Моррисон.  Песнь Соломона . Дизайн обложки: Р. Д. Скуделлари, 1977 г.

По моему опыту, эта обложка чаще всего встречается на футболках. Цветовая схема почти такая же, как у «Случая Портного», но мне намного приятнее именно такая структура, с расположенными стопкой буквами «o» и скрытым изображением лица.


o-r.jpg

Джоан Дидион. Белый альбом. Дизайн обложки: Роберт Энтони, 1979 г.

Альтернативой было издание «Ковыляя к Вифлеему» (Slouching Towards Bethlehem), ну, знаете, то, с очками, но поистине культовой стала именно эта обложка.


o-r.jpg

Элис Уокер.  Цвет пурпурный . Дизайн обложки: Джудит Кэздим Лидс, 1982 г.

На самом деле, обложка издания «Цвета пурпурного», вышедшего по случаю экранизации, на мой взгляд входит в число самых элегантных. Однако простоту и мощь оригинальной обложки ничто победить не может.


o-r.jpg

Милан Кундера.  Невыносимая лёгкость бытия . Дизайн обложки: Фред Марчеллино, 1984 г.

Шляпа, которую тысячи выбрали в качестве татуировки (и других имитаций). Забавный факт: Марчеллино, помимо прочего, создал мою любимую обложку «Рассказа служанки» и обложку первого романа Джонатана Францена.


o-r.jpg

Джон Кеннеди Тул.  Сговор остолопов . Дизайн обложки: Чарлз Рю Вудс, 1987 г.

Шляпа, которую тысячи выбрали в качестве костюма на Хэллоуин. Конечно, это интерпретация оригинального черно-белого изображения с первого издания, но эта версия и эта цветовая схема куда более культовые.


o-r.jpg

Майкл Крайтон.  Парк юрского периода . Дизайн обложки: Чип Кидд, 1990 г.

Еще одна обложка, обретшая культовый статус благодаря очень популярному кинофильму. Может быть, совсем не совпадение тот факт, что первым наставлением Чипу Кидду от Сонни Мехты было поразмыслить над «Челюстями». «Я такой: "Окей. Ты хочешь сделать что-то столь же культовое для этой книги, как киноафиша для 'Челюстей'", — рассказывал Кидд в интервью Spark & Fire. — Я помню, думал: "Ну конечно, сейчас прям и сделаю. Да ни за что на свете у меня так не получится"». И все же получилось...


o-r.jpg

Брет Истон Эллис.  Американский психопат . Дизайн обложки: Маршалл Эрисман, 1991 г.

Одна из тех редких обложек, которые сохранили культовый статус, несмотря на весьма конкурентоспособную (и очень убедительную) иконографику экранизации.

БОНУС. Еще несколько примеров...

o-r.jpg

Вирджиния Вулф.  На маяк . Дизайн обложки: Ванесса Белл, 1927 г.


o-r.jpg

Джон Стейнбек.  Гроздья гнева . Дизайн обложки: Элмер Хейдер, 1939 г.


o-r.jpg

Энн Райс.  Интервью с вампиром . Дизайн обложки: Р. Д. Скуделлари, 1976 г.


o-r.jpg

Айн Рэнд.  Атлант расправил плечи . Дизайн обложки: Ник Гаэтано, для издания по случаю 25-летия первой публикации романа, 1982 г.


o-r.jpg

Маргарет Этвуд.  Рассказ Служанки . Дизайн обложки: Фред Марчеллино, для первого американского издания, 1986 г.

Эмили Темпл (Emily Temple)

Совместный проект Клуба Лингвопанд и редакции ЛЛ

Источник: lithub.com
В группу Клуб переводчиков Все обсуждения группы
108 понравилось

Комментарии 6

Надеялась встретить "Чайку по имени Джонатан Ливингстон" - слышала, что именно внутренние иллюстрации сделали книгу культовой.


Вот две самые культовые советские обложки для меня. Мне кажется, для всех, все их видели. У меня в бумаге книги до сих пор именно в этих изданиях (и да, несмотря на мою нелюбовь к бумажным книгам, эти храню прямо на полке рядом с собой).


o-r.jpg




o-r.jpg

А вот не культовая, но пока искала обложки, хорошенько вспомнила детство и момент, как одна обложка полностью снесла мне кукуху, я пошла потрошить копилку, чтобы купить книгу любым способом. Эх, тогда мне казалось, что где-то существуют тонны шикарной непереведённой готики... Хах над моей наивностью))))



o-r.jpg

Замечательная тема! Потрясла обложка к "Американскому психопату", раньше не видела.

Глядя на обложки, поняла, что если бы не читала все эти книги, а выбирала только по картинке, то купила бы лишь Гордость и Гэтсби.

Обложка Руслана Агирбы. картинка GeorgijSergatskij

Спасибо большое за эту публикацию! Пока читала, в голову пришла вот эта обложка, самая запомнившаяся из детства:

картинка aldrin

Очень хорошая тема! Как ни крути, а встречаем по одёжке. Обложка очень важную роль играет в привлечении к книге. Я бы (если только по обложкам) купила бы "Гордость и предубеждение" и "Гроздья гнева", а потом пошла бы покупать те книги, обложки к которым в комментариях. Там мне обложки больше понравились.

Спасибо за перевод!

108 понравилось 6 комментариев 34 добавить в избранное 5 поделиться