Больше историй
21 ноября 2012 г. 12:29
589
О войне и воинах. Часть 2
Продолжаем анализ главки «О войне и воинах» из первой части «Так говорил Заратустра». Часть 1.
***
Кажется вот он – первоисточник речей Гитлера. «Вы говорите, что благая цель освящает даже войну? Я же говорю вам, что благо войны освящает всякую цель.
Война и мужество совершили больше великих дел, чем любовь к ближнему».
Но, возможно, не все так просто.
***
В сущности, каждый человек, каждый народ хочет быть счастливым. И для этого существует два пути. Западный – путь побед, достижения все новых и новых целей. И восточный – выстраивания внутреннего спокойствия безотносительно внешних свершений.
«О войне и воинах», на мой взгляд, представляет собой гремучую смесь – в уста восточного философа вложен западный образ мышления.
Если внимательно прочитать текст, то можно понять, что Ницше, на самом деле, не призывает к агрессии и разрушению. Он не призывает к убийству врага. Его позиция – нельзя позволить врагу убить вас, разорить ваш дом, унизить ваше достоинство. А для этого лук и стрелы всегда должны быть готовы к бою.
Я уже писал о теории технико-гуманитарного баланса академика Назаретяна: чем мощнее технологии, тем более качественные средства сдерживания необходимы для сохранения социальной системы. Но это именно баланс. Общество самоуничтожается, если получает в руки сверхоружие не ограниченное никакими моральными запретами. Но оно впадает в стагнацию, когда сдерживающие факторы берут верх.
К началу XIV века в Китае сложился весь комплекс технологических и экономических предпосылок для промышленной революции. Там существовали миллионные города с развитыми товарно-денежными отношениями, печатные станки, был знаком порох, в сталелитейном производстве использовался каменный уголь, добывалась нефть. В то время как Европа только выбиралась из мрака Средневековья, Китай с его военно-промышленным флотом мог вполне стать крупнейшей колониальной державой. Но в 1436 году император издает указ, запретивший строительство морских судов и положивший конец заморской экспансии. Китай повернулся к миру спиной.
Изоляционизм, являющийся логическим продолжением восточного типа мышления, опирающийся на учение Конфуция, дал почти 600 лет стабильности Китайской империи. До тех пор пока освободившееся место на мировое господство не заняли европейцы. Компас, порох, нефть, используемые китайцами для развлечений, игрушек, фейерверков и освещения улиц, европейцы применили для достижения военного превосходства и легко завоевали Поднебесную империю.
Аналогичная картина наблюдалась и в Индии. С распространением учения Буды и Махавиры Индия все больше и больше приходила в упадок, подпадая под иго очередного варварского племени.
Может быть, именно от этого и предостерегал Ницше в своей главке «О войне и воинах»?
***
И в качестве заключения фрагмент из прекрасного романа С.Ануфриева и П.Пепперштейна «Мифогенная любовь каст», описывающего Великую отечественную войну в виде борьбы персонажей западной и русской мифологии.
Глава «Айболит» удивительным образом перекликается с разбираемой главкой из книги Ф.Ницше, как бы, поясняя её и представляя в новом свете.
Главного героя с русской стороны – бывшего парторга Владимира Петровича Дунаева, обучают Поручик и Бессмертный.
- Твое обучение переходит на новый уровень – произнес Бессмертный . – Можешь считать, что закончил школу – и младшие и средние классы. Ты теперь поступил в высшее учебное заведение. В таких заведениях учителей уже не называют учителями. Их именуют профессорами. Вот твой профессор теперь. – Бессмертный показал длинным костлявым пальцем на Арзамасова. – У него и диплом есть.
- Как? А разве он не враг? – оторопело спросил Дунаев.
- Враг, - кивнул Поручик и прищурился. – Враг – и гораздо более страшный, чем ты можешь представить. Это настоящий Убийца в Белом Халате. Во всяком случае так его называли во времена Гаруна Аль-Рашида. Ты его силу почти не почувствовал – он с тобой просто игрался, как с кутенком. …. А про врагов мы тебе и раньше втолковывали – враги они только с одной стороны, в Играх. А за пределами Игр – они не враги. Поэтому пока к одному врагу в обучение не поступишь – до источников Игр не доберешься. Тебе бы до Источников Игр добраться и перекрыть их, понял? … К чужим учиться ступай, потому что война на чужую землю уходит. Там другие дела, другие боги. Поработай у них подмастерьем – наука попусту не провалится….
В общем, «Возлюбите врагов ваших».