Больше рецензий
24 марта 2018 г. 11:17
2K
5 О проспавших счастье
Рецензия"Скучных и бессмысленных книг нет, если читатель бдительно ищет в них смысл жизни. Скучные книги происходят от скучного читателя, ибо в книгах действует ищущая тоска читателя, а не умелость сочинителя."
Что вы, Платонова же нельзя читать. То есть, никакой человеческой возможности. Из всей существующей на свете мути эта самая муторная. Да пробовала я. Ну, тогда еще, в юности, когда возвращенную литературу все читали. Продралась страниц через двадцать. Не помню уже, чего, кажется "Джана" (привлеченная созвучностью названия повести Раевского "Джафар и Джан". Там кучка людей брела куда-то через безводную местность и были они так измучены бессмысленным своим, конечной цели не имеющим, походом. И ничего в этих людях прекрасного или героического (юность любит все красивое и необычное)..
И груди женщин обвисли, как пустые мешочки. А потом ребенок одной из них, сосавший пустоту и скуливший от бессилия не плачем, а жалким щенячьим поскуливанием, умер. И я сломалась. Не смогла больше. Время от времени спрашивала у тех своих знакомых, о которых знала - читают. И всё один бывал ответ: "Платонов - нет, не смог(ла)". И поместила Андрея Платоновича среди творцов, чья слава неоправданно и непомерно раздута. Печалясь: вот уж высоколобым критикам неймется поглумиться над наивным беззащитным читателем. Ну да, пущай ужо, мы тоже не лыком шиты, без них разберемся, что такое хорошо, а что такое плохо.
И потому, когда от человека, безусловно в моих глазах авторитетного и обладающего отменным вкусом, услышала о потрясающем чувстве языка и мастерстве Платонова, первой реакцией было: "Разыгрываете?" Ничуть, оказалось. Подивилась причудливости комбинаций тасуемой колоды, но закладку в сетевой библиотеке сделала. А полгода и выпуск "Школы злословия" с филологической дамой - великим знатоком творчества писателя, спустя, решила, что пора второй попытки приспела. И взялась за "Чевенгур"
Что это самое объемное произведение писателя и единственный его законченный роман, узнала позже. По причудливой аберрации, представлялось, что крупнее должен быть "Котлован" (на деле соотношение примерно как пять к одному, где единичка как раз пугавшая повесть). Впрочем, размер не имеет значения, когда едва начав, с первых абзацев испытываешь потрясение, своего рода культурный шок. Как, как он это делает? Как вообще возможно писать о таких вещах? Каким образом этот спокойный отстраненный рассказ выворачивает такие душевные пласты, каких надрывным криком и красотами неимоверными языковыми не оцарапать даже?
О языке. Это Клондайк, кимберлитовые трубки, что ни фраза - алмаз. Мне, с моей одержимостью текстами, даже проговаривать не хочется избранные места. Их, словно бы, и нет, весь массив - сокровище. Афористично, емко, точно. Всякое слово на своем, идеально ему предназначенном месте. И нигде красоты ради красот. Все в контексте, все работает на действие. Странное, порой фантасмагорическое, но и совершенно приземленное, поддающееся некоей примитивной логике. И знаете, знаете, это очень похоже на "Улитку на склоне" Стругацких.
Поразительно похоже. И та же сила эмоционального воздействия. Смешно, а потом вдруг окатит таким отчаянием. Или восхитит. Да ничем, в сущности: небом, травами, птицей, паровозом. В "Унесенных призраками" Миядзаки есть момент, когда бумажные птички оживают, преследуют живого дракона, налившись злой силой. У него как такие птички. Я еще на середине примерно, просто очень захотелось зафиксировать впечатление.
И вот такое, литературная дама в передаче говорила, что жизнь у Платонова - это страдание, которое нужно претерпевать. Мне представляется, иначе. Тотальная и фатальная неуместность действий; не нахождение в нужном месте в нужный час. "В этот час, быть может, само счастье искало своих счастливых, а счастливые отдыхали от дневных социальных забот, не помня своего родства со счастьем."
Комментарии
Видимо, надо "Чевенгура" прочитать, а то я нахожусь сейчас на той стадии, на какой вы были недавно, т.е. что читать Платонова невозможно. Кстати, из всего, что мне пришлось прочитать, "Джан" как раз больше всех по душе пришёлся.
Прочитаю когда-нибудь. Не сейчас.
Мне трудно дался, но он того стоил. Это старый текст. Искала сегодня для перекрестной ссылки и не нашла - добавила.
Старые тексты должны оставаться без новых правок. Можно только приписать приблизительную дату для истории :)
А сегодня Платонова любите?
Люблю, но он тяжел мне.
И я не знаю, почему в среднем каждый двадцатый текст, выложенный мной, исчезает с ЛЛ. Просто выкладываю заново.
Это не оно?
Ух ты, спасибо большое, доберусь до компьютера, снесу этот текст и переделаю ссылку в Макэлрое. Сейчас в дороге и с телефона неудобно.
Я после той вашей рецензии Джан прочитала.
Вы не представляете, насколько для меня это ценно.
Представьте себе: читаю Вашу рецензию, а вверху выше компьютера на полке лежит массив книг, и я протягиваю руку и снимаю с полки Платонова, и... Нет, не берусь его читать, не угадали! "Котлован" и "Чевенгур" читал.
Какое должно быть умо- и душенастроение, чтобы вернуться к нему? Подскажите.
Сейчас мне было бы достаточно предложения от заинтересованного лица прочесть какую-нибудь из его книг вместе. Барьер поверхностного натяжения этой прозы уже преодолен однажды и я знаю. какая мощь может открыться в Платонове. В-одиночку этот путь проходить труднее.