TibetanFox

Эксперт

Но это не точно

8 января 2011 г. 16:16

12K

1

Если брать за единицу отсчёта интеллектуального детектива, допустим, Умберто Эко, то Перес-Реверте будет нулём, а Дэн Браун — минус единицей. И, тем не менее, он безумно популярен, по нему снимаются высокобюджетные красочные фильмы, а количество изданий на книжной полке магазина действительно впечатляет.

"Ангелы и демоны" — первая часть трилогии про Роберта Лэнгдона, поэтому, пожалуй, буду танцевать от неё. В чём секрет популярности этого товарища?

Браун не писатель, ни в коем случае. Это довольно упрямый графоман с хорошими познаниями в психологии маркетинга, поэтому он точно знает, что народ захочет купить. Хочется всемирных заговоров, тайных сообществ и ещё "интеллектуальности", чтобы читатель почувствовал себя приобщившимся к мистическим секретам? Пожалуйста, посмотрите по телевизору сотню серий какой-нибудь "скандальной" передачи про людей, ловящих зубами пули, чудесных экстрасенсов и, конечно, загадочных масонов, — вот и готов фундамент для "Ангелов и демонов". Конечно, для бурной биомассы потребителей чтива-жвачки продраться через 600 страниц будет нелегко, но в этом тоже плюс, пусть почувствуют себя великим, одолев их. А чтобы они не захирели, все непонятные слова мы будем сносочками объяснять: кто такие масоны, что такое атом, от каких слов образован "теофизик" и что они означают. Сразу обрисовывается целевая аудитория: американские среднестатистические жвачные, которые при слове "мистика" восхищённо закатывают глаза.

Язык откровенно убогий, какие-то насквозь фальшивые стереотипные выражения картонных героев, где все "полыхают гневом", в глазах у всех "затаённая боль", а у плохих персонажей, несомненно, "зловонное дыхание". Упрощение, чрезмерная примитивизация, какой-то комикс-детектив, а не настоящая книга. Весь роман не покидает ощущение, что это просто очередное телевизионное шоу, игра в 12 записок, вот и камеры, вот и зрители. Зрелищность и экшн, конечно же, даже в ущерб смыслу. Кстати, покоробил сквозящий культ Америки — поклонение перед американским профессором и утверждения, что американская валюта является самой великой и могущественной... Единственный плюс такой мешанины и шоуподобности в том, что невозможно догадаться, куда дальше переместится действие и зачем, потому что логика отсутствует. Такое ощущение, что Браун наугад тыкал пальцем в различные названия, а потом через силу находил объяснения и состыковки. Вспоминая того же Эко: ведь придумать связь можно почти между любыми явлениями, если как следует постараться. Думаю, Дэн Браун весьма порадовал бы издателей "Гарамона" в "Маятнике Фуко".

Главный герой меня потрясает. Во-первых, он позиционируется как интеллектуал, но никак это почему-то не подтверждает. Меня сразило наповал уже одно только его описание. "...у него, как выражались его сотрудницы, была внешность "эрудита": седые пряди в густых каштановых волосах, пытливые проницательные голубые глаза, обворожительно сочный низкий голос, уверенная беззаботная улыбка спортсмена из университетской команды. Занимавшийся прыжками в воду в школе и колледже, Лэнгдон сохранил телосложение пловца — шесть футов тренированных мышц". То есть, именно так и выглядят все эрудиты? Если у них нет "шести футов тренированных мышц", то они так, любители и салаги, а никакие не светочи знаний? И этот "эрудит" искренне удивляется, что кто-то кроме него слышал слово "масоны", не знает, что ткань замедляет падение и искренне гордится, что слышал что-то про фотоны. Так же очень удивило, что Виттория сразу поняла, что он отмечен печатью интеллекта. Недюжинная проницательность, особенно если учесть, что единственное, что он при ней до этого сказал: "Антивещество? Кажется им заправляют корабли в Стар-Треке". Вообще, как детектив Лэнгдон явно не состоялся — он либо решает загадки слишком поздно, либо неправильно, большая же часть информации появляется у него случайно по счастливому стечению обстоятельств. Финальную же загадку "Кто главный злодей?" и вовсе решает совсем не он. Лэнгдон занимается только тем, что бегает по декорациям, морщит лоб и везде огребает по полной.

Впрочем, остальные персонажи тоже умны, как на подбор. Умнейший начальник швейцарской элитной гвардии запирает Лэнгдона в помещении с прямой телефонной линией к папе римскому (точнее, уже к камерарию), хотя его цель — не дать Лэнгдону связаться с ним. На предмет мобил бравый гвардеец тоже не догадается их обыскать. Возникает логичный вопрос: он попал на свою службу по блату? Как такой клинический идиот мог стать начальником?

Отдельный вопрос: зачем в начале книги даётся сценка из жизни Лэнгдона про то, как он подарил бате розочку, а потом отнёс её обратно в магазин, а батя и не заметил? Просто чтобы было? Это никак не сказалось на характере Лэнгдона, это не играет никакой роли в сюжете, это вообще не нужно. Просто бессмысленная врезка в и без того искусственно раздутый роман.

Ещё меня порадовала гениальная находка издателей: не дать содержания в романе, разделённом на главы. А зачем тогда главы? Как мне в них ориентироваться — по наитию свыше?

Отдельные перлы автора:
1. "Кто-то заклеймил свою жертву... выжег одно-единственное слово. Слово, которое Лэнгдон знал. Знал наизусть". Ах ты, батюшки, молодец какой. Слово знал. Наизусть. Без подсказки.
2. "На установленной перед фасадом каменной плите было высечено весьма прозаическое название — "Корпус Си". Какой полёт фантазии, издевательски ухмыльнулся про себя Лэнгдон". Какого чёрта он издевательски ухмыляется? А как ещё должны называться корпуса научного центра? "Сад резвящихся фей и цветущей груши"? Он идиот что ли, посреди трагических событий нести такую фигню? Или в том месте, где он радуется, что пописал в унитаз папы. Комические моменты, чёрт подери, не хватает банановой кожуры и торта в лицо.
3. "Лежащий перед Лэнгдоном на полу труп являл собой отталкивающее зрелище". Странно. Обычно трупы приятны и привлекательны для человека, как майская роза.
4. (Сокращено, так как диалог долгий). "—Вы хотите сказать, что идея Большого взрыва первоначально принадлежала церкви?
— Ну конечно, её в 1927 году выдвинул католический монах по имени Жорж Лемэтр.
— Но я всегда считал, что эту теорию разработал гарвардский учёный Эдвин Хаббл.
— Хаббл опубликовал свои рассуждения в 1929 году, то есть на два года позже Лемэтра.
"Я читал о телескопе Хаббла, сэр, а о телескопе Лемэтра почему-то никто не пишет", — подумал Лэнгдон
".
Где логика? При чём тут телескоп? Ну да, у Хаббла телескоп, а учёный без телескопа имени себя не может открыть теорию Большого взрыва? Или у всех учёных только один телескоп на всех, у кого он находится, только тот и может делать открытия?
5. "Ромбы никоим образом не считались символом иллюминатов. И в то же время... Учёный вспомнил о знаменитом "Ромбе иллюминатов"". Это просто гениально.
Пожалуй, пора остановиться, если выписывать вообще все нелепицы, то придётся переписать сюда половину огромной книжки.

Не могу, однако, не упомянуть чудесное завершение романа:
"– Неужели? Выходит, ты никогда не испытывал религиозного экстаза? Не изведал момента восхитительного откровения?
– Нет, – покачал головой Лэнгдон. – Боюсь, что я вовсе не тот человек, который может вообще испытать какой-либо экстаз.
– Это означает, – выскальзывая из халата, сказала Виттория, – что тебе еще не приходилось бывать в постели со специалистом по йоге. Не так ли?
"
Это же типичное завершение дешёвого любовного романа: пошлая плохо завуалированная шутка про секс и, собственно, намёк на дальнейший секс. Классика!

Итог. Не знаю даже, стоит ли его тут подводить. В принципе, при достаточной степени скуки один раз книжку прочитать можно. Но только если рядом больше нет никакой другой литературы.

Комментарии

Читала давно эту книгу, но несмотря на хвалебные рецензии "потрясения основ" совсем не заметила. Автор слишком многое включил в свой экшн, не разбираясь по сути ни в религии, ни в политики.
Соглашусь с вами и в американизированности текста. "...сквозящий культ Америки — поклонение перед американским профессором и утверждения, что американская валюта является самой великой и могущественной... ". Весьма банально и раздражает, учитывая что учеными всего мира признаны заслуги русских исследователей историков церкви. (видно патриотизм взыграл) :-))))))))))
А так весьма посредственный детектив, с некоторым отсутствием логических действий и от этого еще более непонятный.

+3 08.01.11

Да. Всё не совсем отвратно, но не шедевр.

+1 08.01.11

Это смешно до слёз. Спасибо за феерическую рецензию)))
Из фильма я помню только эпизод, когда Лэнгдон в суперохраняемой библиотеке выдрал страницу из древнего манускрипта. Агрессивный интеллигент атакуэ >__<

+16 08.01.11

Кстати, фильм ничего такой. Экшен-экшен. Тоже почти ничего не помнила из него, пока не стала книгу перечитывать.

0 08.01.11

Мне фильм очень понравился. М.б. потому что смотрела в кинотеатре. Книгу не читала. Спасибо за рецензию. Очень занятно!!

0 08.01.11

Замечательная рецензия!
Меня тоже при прочтении безумно раздражала картонность героев, не живые люди, а двухмерные модели какие-то >.< Вот описания Рима понравились, но когда автор переходил к описаниям чувств персонажей на ум приходили ассоциации с бульварными женскими романами))

+3 08.01.11

Путеводитель по Риму) Я читала описания с опаской, как-то не доверяю я Брауну, вдруг наврал про всё?

0 08.01.11

Язык откровенно убогий, какие-то насквозь фальшивые стереотипные выражения картонных героев, где все "полыхают гневом", в глазах у всех "затаённая боль", а у плохих персонажей, несомненно, "зловонное дыхание". Упрощение, чрезмерная примитивизация, какой-то комикс-детектив, а не настоящая книга.



Плюснога О_о Я у него читала... Эээ... Ну, эту, блин, как ее, самую известную книгу, с Моной Лизой. Надо же, даже название забыла xDDD Меня с самого начала вышибли эти односложные предложения оО Будто школьное сочинение с художественным сюжетом. У него что, все книги так написаны? *посыпает голову чем попало* Вот нахрена я скупил всю полку? Т_Т

+3 08.01.11

"Код да Винчи"! Он у меня тоже в списках на ближайшее прочтение.
Но кроме этих двух я у него не читала ничего, вдруг вырос за это время?

+1 08.01.11

К сожалению, не вырос. ( И вы правильно подметили, меня тоже раздражает, что какие-то элементарные вещи Браун считает необходимым не просто пояснять, но пояснять с каким-то непонятным апломбом божественного откровения.

+5 09.01.11

В фильме мне тоже понравилась сцена про выдирание страницы древнего манускрипта: учитывая как историки трясутся над подобными вещами, сцена вызвала гомерический смех. :)))) А на счет путеводителя по Риму - вполне ничего так, он же соборы не сдвинет - вот и приходилось видно брать, что есть.

+3 08.01.11

Как бодренький и бессмысленный боевичок Браун у меня неплохо шел когда-то, хотя сейчас явно не возьму его в руки. Но когда отдельные товарищи начинают вещать о нем как о Интеллектуальном Писателе, Открывшем Миру Истину, умиляет чрезвычайно.
Остальное, к слову, у него еще хуже. Последнюю книгу не читала, но из остального "Ангелы и демоны" мне самыми вменяемыми казались.

+5 08.01.11

Да? Ещё хуже? Вот чёрт. Я всю эту затею с перечитыванием Брауна привожу в исполнение, чтобы последнюю книгу прочитать, но "Код да Винчи" не помню совершенно. Впрочем, я уже и "Ангелов и демонов" начинаю забывать, какая-то мгновенно выходящая из организма книжка.

+2 08.01.11

По-моему, его все равно можно читать с любой книги, никакой связи кроме главного героя я там не усмотрела.
Но самые ужасные "Точка обмана" и "Цифровая крепость" вроде все равно в цикл о Лэнгдоне (или как его там?) не входят.

0 08.01.11

Ммммм... Меня уже названия... Заводят...

0 08.01.11

Но все таки "Ангелы и демоны" куда менее убоги, чем последующие книги.

0 08.01.11

Горю нетерпением добыть остальные! Это как же можно ещё хуже то...

Хотя, если так подумать, то сюжет "Ангелов и демонов" не так и плох. Нет, он плох, конечно, но, например, для того же фильма вполне подходит.

0 08.01.11

"Цифровая крепость" раз в сто хуже.
А уж про "Утерянный символ" и говорить нечего

0 08.01.11

Горю нетерпением добыть остальные! Это как же можно ещё хуже то...


Зачем?

+3 07.04.11

Есть два типа книжек, которые не нравятся: унылые и весёлые. "Ночь живых мертвецов", например, полный треш и литературный провал, но бодренько и с хиханьками читается. Браун тоже читается, как неудачный анекдот. А вот какое-нибудь унылое "Есть, молиться, любить", например, при всём желании даже улыбку не вызовет.

+2 07.04.11

Вопрос был в том, Зачем читать то, что ещё хуже, чем :(

+4 07.04.11

Так весело же =) Тем более, мне правда интересно, как это можно сделать ещё хуже.

Я мазохист, да... Очень мало книжек, которые мне действительно не нравятся, поэтому я их так усердно и читаю иногда. Ищу формулу.

+3 07.04.11

Приветствую вас,потрошительница кур и детективов! Главное-спокойствие. Я у Брауна читал тока "Код да Винчи". И не парился так:просто погрузился в развлекательное чтиво,не анализируя и не препарируя. Зачем? Здесь главное кайфец словить от закручивающегося сюжета.

+14 08.01.11

Спасибо, посмеялась. Читала "Код да Винчи" и слушала аудиокнигу "Цифровая крепость", а поскольку слушала я ее на работе, то периодически ко мне подбегали коллеги с просьбами ржать потише. Феерический бред!

+1 08.01.11