Больше рецензий

Гордеева Ольга (Beatrice_Belial)

Эксперт

Литературовед, герменевтик.

15 апреля 2017 г. 12:43

2K

5

Николай Васильевич был неизменно и томительно скрытным в своих произведениях. Порою задумываешься, о чем же он писал на самом деле и, перебирая в уме десятки различных теорий, ловишь себя на мысли, что едва ли приблизилась хоть на миг к понимаю загадки Гоголя. Данная повесть не исключение. «Портрет», наделенный значительной властью, многое таит в себе, но что-то из того, что он рассказал, я все же сумела уловить.

Основные темы повести- иллюзорность мира и наших желаний (сны во сне), определение истинного предназначения, обретение призвания и осознание подлинной силы и значимости искусства. Помимо этого, с точки зрения психологии раскрывается также и тема одержимости неким предметом, развиваемая Гоголем и в «Шинеле».

Главный герой "Портрета" - художник. Простой? Едва ли. Одна из основных мыслей по поводу Чарткого- он действительно одаренный человек, его талант реален, он был рожден чтобы сказать свое слово в искусстве и это раскрывает тему ответственности одаренных людей перед искусством, как неким божеством, светилом (которое, единственное, быть может, и оправдывает существование человечества). Но готов ли Чартков к исполнению своей миссии? Не продаст ли он свой талант за деньги и славу?

Молодой Чартков был художник с талантом, пророчившим многое; вспышками и мгновениями его кисть отзывалась наблюдательностию, соображением, шибким порывом приблизиться более к природе. «Смотри, брат, — говорил ему не раз его профессор, — у тебя есть талант; грешно будет, если ты его погубишь. Но ты нетерпелив. Тебя одно что-нибудь заманит, одно что-нибудь тебе полюбится — ты им занят, а прочее у тебя дрянь, прочее тебе нипочем, ты уж и глядеть на него не хочешь. Смотри, чтоб из тебя не вышел модный живописец. У тебя и теперь уже что-то начинают слишком бойко кричать краски. Рисунок у тебя не строг, а подчас и вовсе слаб, линия не видна; ты уж гоняешься за модным освещеньем, за тем, что бьет на первые глаза. Смотри, как раз попадешь в английский род. Берегись; тебя уж начинает свет тянуть; уж я вижу у тебя иной раз на шее щегольской платок, шляпа с лоском... Оно заманчиво, можно пуститься писать модные картинки, портретики за деньги. Да ведь на этом губится, а не развертывается талант. Терпи. Обдумывай всякую работу, брось щегольство — пусть их набирают другие деньги. Твое от тебя не уйдет».

Деньги становятся для него (как и для многих) камнем преткновения и герой оказывается не в силах противостоять искушению. И тут мы подходим к самым главным элементам повести – таинственному портрету старика и не менее таинственным снам главного героя.

Портрет является и магическим предметом (тем самым, который наделен сверхъестественной силой), и предметом одержимости главного героя, и его же проклятием. Ждавший именно определенного хозяина, своего особенного обладателя и готовый служить ему, портрет словно бы наделен собственным разумом.

Описание портрета.

Это был старик с лицом бронзового цвета, скулистым, чахлым; черты лица, казалось, были схвачены в минуту судорожного движенья и отзывались не северною силою. Пламенный полдень был запечатлен в них. Он был драпирован в широкий азиатский костюм. Как ни был поврежден и запылен портрет, но когда удалось ему счистить с лица пыль, он увидел следы работы высокого художника. Портрет, казалось, был не кончен; но сила кисти была разительна. Необыкновеннее всего были глаза: казалось, в них употребил всю силу кисти и все старательное тщание свое художник. Они просто глядели, глядели даже из самого портрета, как будто разрушая его гармонию своею странною живостью. Когда поднес он портрет к дверям, еще сильнее глядели глаза. Впечатление почти то же произвели они и в народе. Женщина, остановившаяся позади его, вскрикнула: «Глядит, глядит», — и попятилась назад. Какое-то неприятное, непонятное самому себе чувство почувствовал он и поставил портрет на землю.

Красный свет вечерней зари оставался еще на половине неба; еще домы, обращенные к той стороне, чуть озарялись ее теплым светом; а между тем уже холодное синеватое сиянье месяца становилось сильнее. Полупрозрачные легкие тени хвостами падали на землю, отбрасываемые домами и ногами пешеходцев. Уже художник начинал мало-помалу заглядываться на небо, озаренное каким-то прозрачным, тонким, сомнительным светом, и почти в одно время излетали из уст его слова: «Какой легкий тон!» — и слова: «Досадно, черт побери!»

Далее рассмотрим тему «снов во сне». В «Портрете» Гоголь идет дальше многих и показывает читателю сразу три сна, которые, как матрешка, скрыты один в другом. Это открывает нам тему иллюзорности всего происходящего вокруг героя и реальности (мнимой или настоящей) его жизни. Реальности с точки зрения как обыденной (т.е. бодрствовал он или спал), так и точки зрения метафоры настоящего и декоративного (иллюзорного) искусства. Проснулся ли Чартков от своего сна? На мой взгляд, окончательно только в конце повести, когда портрет "указал" ему на его ошибки и одержимый завистью к подлинному искусству, герой принялся уничтожать настоящие шедевры. Его же собственная жизнь вся стала как бы сном, находясь под властью денег и одержимости славой, Чартков забыл и о себе и об искусстве, предал все и (в интеллектуальном и духовном смысле) так и продолжал спать. Это не просто поучительная история о том, что деньги и слава - не есть цена истинному искусству, это история о том, как наше восприятие реальности и ее определение, понимание подлинного бодрствования (интеллектуального и духовного) определяет многое в наших жизнях.

Трижды Гоголь заставляет Чарткова думать, что он уже проснулся в то время как герой все еще продолжает спать. Каждый из этих трех раз обнаруживая по тем или иным причинам иллюзорность происходящего (т.е. понимая, что он спит) Чартков снова «просыпается», на самом деле переходя на еще один уровень одного большого и бесконечного (как кажется) сна. Желания героя, его одержимость деньгами, его тщеславие, его амбиции кочуют с ним из сна в сон и в тот момент, когда герой уже окончательно проснулся, оказывается, что он впутался в опасную игру со своим собственным талантом и искусством и едва ли сам понимает насколько она серьезна. Это ли пробуждение? О чем Гоголь рассказал нам? Спим ли мы? Каждый из читающих эту рецензию, вероятно, сейчас без сомнений ответил себе, что не спит, но… откуда вы знаете?

Спасибо antonrai за вдохновение:)

Ветка комментариев


В ощущених не о 35 речь, а будто лет за 80) и будто каждый день подробно пересказываю) всё время ощущение, что всё сейчас происходит, это было далеко в прошлом, а теперь просто рассказываю) нереальность какая-то) думаю верно, что не существует прошлого, настоящего и будущего. Времени нет) то, что было давно, это есть сейчас) но тема хоть и очень меня интересующая и волнующая, но долгая) а вообще любопытно, у кого еще какое существует восприятие времени)
Или то же ощущение нахождения будто в параллельном мире) кто знает, насколько реально всё то, что нас окружает) может этого всего на самом деле нет) или часто бывает, что смотришь на людей и можешь чувствовать и видеть их глазами) например, гладит кто-то собаку, а ты будто перемещаешься в этого человека и перенимаешь навремя все его пять чувств и чувствуешь какая например на ощупь шерсть этой собаки) или мотоциклист заводит мотоцикл) и так все время)


А мне уже за 100 похоже перевалило:))) Очень согласна с тобой по поводу "времени нет", тоже часто думаю об этом.


Ну я про "за 100 перевалило" я уже побоялась говорить))


А может мы с тобой просто вампирши, которым лет по 500 и мы лично были знакомы с Байроном (и не только). Откуда они знают, кто мы такие))))


Ну ты уж как-то погорячилась с нежитью и возрастом, Оль)))


Мне как-то с этой бы реальностью разобраться, прежде чем в параллельную заглядывать... Вполне с меня хватит:) Наверное, приземленный я человек.


Наверное, как раз из-за такой реакции ("наверное приземленный я человек") стараюсь и не заговаривать об этом всем... Это вовсе не к тому, что я какая-то парящая над всеми, а попытка отыскать похожие ощущения в других людях...


Зачем же отрекаться от того, чтобы быть "парящей над всеми"! Это очень даже интересно:)


Антон, ну вот ты лукавишь, когда называешь себя приземленным человеком:) Ты не такой. Не скажу, что прям парящий над всеми и всем, скорее ты стараешься быть более приземленным, но твои таланты и взгляд на мир слишком высоко и далеко ушли от такого подхода. Такое мнение у меня сложилось при общении:)


Плюсуюсь к этим словам.


Закон возвышенного - что до него приходится ползти. Но в чем-то я правда приземленный - сидит во мне скептицизм по отношению к чрезмерным "парениям" - равно как и неизбывное желание летать. Главное, чтобы таланты не разлетелись:)


Ты на 10 лет меня старше, это надо учитывать, у тебя больше жизненного опыта. а скажи, когда ты был совсем молодой (лет в 18) ты также смотрел на такие вещи?


Нет, в 18 лет все слишком сложно у меня было. Слишком много поиска, а зацепиться пока еще особенно не за что было. Только к 25 годам, наверное, по-настоящему начало складываться мировоззрение.