15 февраля 2017 г. 22:40
Лучшее на Лайвлибе
949
4 Алмазная колесница (спойлеры)
Спасибо новогоднему флэшмобу за то, что я открываю для себя писателей, которых сама зачем-то и закрыла. Встречайте: Борис Акунин, в миру Григорий Шалвович Чхартишвили, русский писатель, ученый-японист, литературовед, переводчик, общественный деятель, да и просто, наверное, хороший человек. Про Акунина я ничего не слышала, кроме того, что он есть, и вроде бы сейчас его модно читать. Почему-то для себя я прировняла его к Валентину Пикулю, а следовательно это жуткая туфта и неинтересно. Хотя я Пикуля никогда не читала и обижаю его беспочвенно. Просто это был любимый писатель моей нелюбимой хозяйки съемной квартиры. Так вот, до Пикуля мы, возможно, когда-то дойдем, а до Акунина уже дошли.
"Алмазная колесница" повествует о русско-японской войне, а если уж совсем конкретно, то о приключениях Эраста Петровича Фандорина. Самое главное, что я узнала для себя из книги, - это то, что я ничего о Японии не знаю. Харакири, самурай, аниме, манга, гейша, камикадзе, оригами, рис, хайку, танка, император - вот на вскидку, что я знала о этой стране. Не сильно много, правда?
Книга состоит из двух томов. Первый том "Ловец стрекоз" состоит из трех глав и делится на разделы (в первом - пять, во втором - семь, в третьем - пять). Что-то напоминает? Правильно, хайку с количеством слогов в каждой строке. В этом томе говорится о 1905 годе, в самом разгаре русско-японская война, которая, кстати, была за право контроля над Маньчжурией и Кореей и закончилась победой Японии. Но книга не о войне и конкретных боевых действиях (что мне не сильно бы понравилось), а о шпионской и подрывной деятельности японцев в России.
Главный герой книги, как несложно догадаться, Фандорин. Но мне кажется, что ключевая фигура первого тома - это штабс-капитан Василий Александрович Рыбников. Японец, между прочим. Японец Вася. Именно с него и начинается действие книги. Он получает два письма, в одном из которых читает приказ нанести удар не по русскому тылу, не по русской армии, но по всей России. Он подрывает мост под Москвой, водит преследователей за нос, имеет любовную связь с необыкновенной женщиной Гликерией Романовной Лидиной, но заканчивается том тем, что его все-таки садят в камеру, чтобы казнить. Но врагу не сдается наш храбрый варяг: Рыбников пронес тонкое лезвие, которым без единого звука (!) сначала провел по овалу лица, содрал кожу, а потом так же тихо полоснул по горлу. На этом первый том заканчивается.
Дело же это расследовать поручено никому иному, как постаревшему Эрасту Петровичу, который, кстати сказать, тоже не дурак, и строит свое преследование очень разумно, спокойно и обдумано, так как знает японцев очень хорошо, в отличие от его помощников, которые только мешали, а не помогали.
Второй том "Между строк" гораздо больше первого. Он переносит нас в Японию 1878 года. Это история любви молодого дипломата Эраста Фандорина и роковой красавицы О-Юми (на первый взгляд той еще сучки) - любви, изменившей всю его жизнь. Мы видим Японию глазами Фандорина. Он познает культуру и быт японцев, учит их язык, обычаи и традиции.
Как вам такая сцена: "Но синоби поступил иначе. Описал ножом быстрый круг вокруг лица, словно хотел поместить его в овальную рамку. Потом левой рукой схватился за подбородок, с глухим рычанием рванул - и под ноги Эрасту Петровичу отлетела какая-то тряпка. Фандорин чуть не споткнулся, когда понял, что это: обрезанная и содранная кожа лица, с одной стороны красная, с другой похожая на шкурку мандарина. И тут ужасный человек обернулся. Эрасту Петровичу за его недлинную жизнь приходилось видеть немало страшного, иные видения из прошлого заставляли его просыпаться ночью в холодном поту. Но ничто на свете не могло быть кошмарнее этой багровой маски с белыми кружками глаз и оскалом зубов". Жуть какая.
А вот какой представлялась Япония Фандорину: "...а идея о том, что отсталая азиатская страна может через двадцать лет превратиться в великую державу, была просто смехотворной. Однако обижать японца не следовало". Вот так в конце 19 века казалось нелепым, что Япония может процветать, а сейчас? Одна из ведущих стран по номинальному значению ВВП.
Но вернемся к книге. Каждая глава второго тома заканчивается красивым хайку. Да и в целом можно узнать об очень красивых представлениях японцев. Например, цую - сезон сливовых дождей. Это примерно полтора месяца, начиная с конца мая. И пусть это жарко и ужасно влажно, то есть совершенно некомфортно, зато как красиво звучит.
Фандорин добивается любви прекрасной О-Юми (или же она добивается его любви?), принимает участие в дуэли, сражается за нее и одердивает победу. Затем ее крадут, он ее находит и живут они вместе счастливо, занимаясь сексом в дуплах деревьев и расщелинах гор. Живут счастливо, но недолго.
Параллельно Фандорин пытается раскрыть убийство министра. Там такая неразбериха, что друзья превращаются во врагов, враги в друзей, и все с ног на голову несколько раз.
Заканчивается всё тем, что Эраст Петрович узнает, что все было построено отцом О-Юми, главой клана ниндзя, а сама О-Юми тоже ниндзя. На их скрытую деревню нападают, убивают почти всех, в том числе и О-Юми.
А теперь перенесемся обратно в Россию времен русско-японской войны. Помните того бравого капитана Рыбникова? Догадались, кто он такой? Сын Фандорина. Та-дам! (хотя я об этом уже догадалась в первом томе). О-Юми нифига не умерла, её смерть была инсценировкой. Все это было задумкой ее отца, а она была всего лишь пешкой в его игре. Занавес.
Зачем же так жёстко спойлерить? Хоть предупреждайте.