Больше рецензий

Seducia

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

13 октября 2010 г. 12:17

479

5

Я не большой почитатель философии и с философскими текстами у меня отношения трудные – может быть, я просто не умею их правильно «готовить». Так или иначе, читая Платона или Маркса, я возмущаюсь до глубины души, талмуды Гегеля и Канта вызывают у меня суеверный ужас, а рассуждения, скажем, Хайдеггера и Гуссерля кажутся мне скучнейшим из всего написанного. При всей своей философской ограниченности, я очень люблю тексты Ницше. Думаю, отчасти это связано с его стилем изложения – он яркий, афористический и не в пример понятней многих других. Но дело не только в стиле, дело и в его идеях, которые близки и понятны, которые продиктованы волей к жизни.
В «О пользе и вреде истории для жизни» Ницше заступается за эту самую волю к жизни, за саму жизнь и движение вперед, которое вытеснила из человеческих душ история и историческое мышление. Может показаться, что он не воспринимает историю как таковую, но подобное заявление такая же чушь как рассуждения об аморальности и нацизме в его текстах – конечно, если очень захотеть, можно верить в то, что белое на самом деле черное.
Он говорит в первую очередь об избытке истории, которая становится инструментом консервации прошлого и лишает людей возможности быть счастливыми, потому что они не могут забывать. Забывать, переживать каждый момент заново – это означает мыслить неисторически и быть счастливым. А что же с теми, кто мыслит исторически и преклоняется перед историей? Они смотрят только назад, собирают покрывающиеся пылью факты, перепевают их на удобный лад и "страдают болезнью слов, не доверяя никакому собственному ощущению".
Историю Ницше разделяет на три типа: монументальную, антикварную и критическую. У каждого типа есть свои достоинства и недостатки, тем ни менее, большинство критики достается антикварному мировоззрению, а меньшая часть – монументальному, вдохновляющему людей на подвиги. Однако избыток любой истории неизбежно ведет к регрессу, и история становится центром жизни. В качестве аргумента Ницше рассуждает о том, что понятие «образование» стало тождественно понятию «историческое образование», что на самом деле нелепо. История необъективна, потому что она пишется и переписывается теми, кто является частью исторического процесса и не в состоянии подняться над ним, засоряя науку субъективизмом, который воспринимается нацией как данность. Исторические гении чрезвычайно редки, но именно им должна принадлежать привилегия писать историю – да, Ницше меритократ, но кто сказал, что демократия лучше меритократии? Распространенный стереотип о демократии как об идеальной форме правления вызывает уйму необоснованных нападок на Ницше, тогда как его критика демократии и христианской морали хоть и специфична, но отнюдь не безосновательна. Почему если не демократия так сразу тоталитаризм, и если не христианская мораль, то никакой морали вовсе?
Тем ни менее, избыток как субъективизма, так и объективности одинаково плох – нужно и то, и другое. И Ницше не отнюдь не столь радикален, как может показаться, даже в отношении так яростно критикуемой им истории: потому что он прямым текстом заявляет, что историческое и неисторическое одинаково необходимы. Историческому, впрочем, не хватает элемента творчества, мифа, необходимых для того, чтобы служить жизни, а не ставить жизнь на службу себе. И с этим можно бесконечно спорить, но нельзя не признать, что если воспринимать текст без шелухи, в нем очень много стоящего – и правильного.

Комментарии


У вас прекрасная рецензия, спасибо.
Меня часто огорчает, что из-за фашистского движения, которые пользовались идеями Ницше, все переврав, этого замечательного философа принимают предвзято.
Именно эту книгу («О пользе и вреде истории для жизни») я не читала, но теперь, благодаря вам, заинтересовалась.


Они не переврали.
Где-то вырвали из контекста, где-то взяли в полном объёме.
Но это не исключает блистательности слога, ряда мыслей, .. некоторые его мысли ужасают.


Я бы не стала категорично утверждать, что не переврали. "Редактирование" временами заходит слишком далеко, да и интерпретация текстов может различаться - если пропагандировать исключительно один вид этой интерпретации, то естественно, что он приживется.
С Вашего позволения, на второй комментарий отвечу тут же. Мне кажется, что это "уничтожение слабых" можно сранвить с идеей джихада в исламе. Принято считать, что "священная война" означает убийство неверных, но это грубое и примитивное понимание. На самом деле настоящий джихад должен вестись в первую очередь в сердце самого мусульманина. Точно так же и у Ницше. Он презирает слабость и посредственность, считает, что им нет места. Это не означает, что слабым и посредственным нужно умереть - им нужно вырваться из плена тех ценностей, которые делают их такими (на его взгляд это христианские ценности), и стать лучше.
Разумеется, я не читала всех его сочинений, но тех текстов, которые мне попадали в руки, хватило, чтобы понять: категоричный слог Ницше порой заставляет считать его более радикальным, чем он был на самом деле. Если вдуматься, то в концепциях многих философов есть идеи, которые при определенной трактовке малоприятны.
И потом... в неоднозначном ведь нет ничего плохого, даже если так) Оно заставляет думать.


>Это не означает, что слабым и посредственным нужно умереть - им нужно вырваться из плена тех ценностей, которые делают их такими (на его взгляд это христианские ценности), и стать лучше.

Это кстати исключительно ваше допущение. Ницше ничего подобного не писал. Да, слабые или "толпы" умирать не должны, но они также и не должны освобождаться от цепей ложной морали и становиться лучше. Иными словами, массы должны существовать для личностей, а не для себя. Преклонение унтерменшей перед уберменшем одна из наиболее радикальнейших идей Ницше.

"По поводу Гёте нас недавно тоже
кто-то хотел просветить, утверждая, что в свои 82 года он
уже пережил себя; а я все-таки охотно променял бы целые
возы свежих высокосовременных жизней на несколько лет
«пережившего себя» Гёте" - Глава 8


Вам спасибо)
Да, согласна, это в высшей степени несправделиво. К тому же, люди часто заывают, что тексты Ницше редактировала его сестра, и они использовались рейхом уже в этом виде. На самом деле он предлагает переоценку ценностей, только и всего. И даже концепция сверхчеловека подразумеывает не то, что этот сверхчеловек должен править остальными, а то, что он долен помогать другим достичь этого же уровня. Обидно, когда этих вещей не желают замечать.
Почитайте) Это небольшое сочинение, но мне оно показалось интересным)


На самом деле он предлагает переоценку ценностей, только и всего.


Да, но что это означает?
Вы прочли всего Ницше? Я - нет. Совсем даже немного. Но и того достаточно:в его текстах, например, прямой призыв к уничтожению слабых, .. много неоднозначного.