30 марта 2010 г. 13:13
10K
2
В очередной раз убеждаюсь, что современная российская проза мне решительно чужда! *протерла монокль и поправила парик*… Или я разбираюсь в ней настолько плохо, что с завидным постоянством вляпываюсь… ой, то есть попадаю на совершенно непотребные книги. – Например, на такие как эта.
О Пелевине слышала много хороших отзывов. Дай, думаю, почитаю… Взяла. Почитала. Думаю с тех пор с трудом.
Меня, как человека, который никогда не употреблял ни наркотических, ни психотропных препаратов, от идеи поедания мухоморов и всасывания кокаиновых дорожек через свернутый доллар совершенно не прет. Однако на середине книги возникло оправданное подозрение, будто меня насильно пичкают грибочками, припорошенными белым порошком… - То ли затем, чтобы я, наконец, благополучно достигла Дзэна; то ли затем, чтобы сама взялась за cочинительство «гениальных» рекламных слоганов; то ли затем, чтобы побыстрее отдала Богу душу, завещая недочитанный «блогбастер» более продвинутым потомкам…
Люди, может, я не понимаю чего? Может, это такой тонкий, завуалированный стеб над действительностью, рассказанный с серьезным умным лицом образованным дядькой? – Только лицо что-то подозрительно серьезное, так что и не поймешь – шутит человек, правду глаголет или сам чего обкурился накануне.
Как очевидно из всего выше сказанного, меня совсем не вштырило. В книге излагается краткая история восхождения на телевизионный Олимп талантливого креатора Вавилена Татарского. Чтобы как-то простимулировать свои мозги на подходе к великим свершениями (как то – придумывание бессмертных видео-роликов), он прибегает ко всякого рода воздействиям на подсознание – начиная от безобидного (на фоне всего остального) алкоголя и заканчивая планшеткой для вызывания духов (и причем тут Че Гевара?!). В итоге осеняющие Вавилена идеи оказываются настолько хороши – что просто язык не поворачивается их пересказывать… А пока я прихожу в себя, можете лично ознакомиться с миром антиутопичной утопии извне – книга до сих пор фигурирует в продаже как пособие для начинающих ПИАРастов. Или кто-то называет подобное «художественной литературой», ась?..
Комментарии
Книга действительно на половину стеб. Ибо как еще воспринимать окружающую нас реальность трезвомыслящему, здоровому. образованому человеку?
Но кроме того эта книга еще и ларец, инкрустированый дорогими камнями, дорогими металлами, который сплетены в яркие, затейливые узоры. Как по вашему - что есть наша жизнь? Наша жизнь - есть чреда событий. И одни события - это всего лишь общий фон, бэкграунд так сказать, а другие - это меин граунд. Сиречь первый план. И как ни странно, но некоторые события просто не могут происходить на рэндомно - выбраном бэкграунде. А некоторые нельзя показывать на правдивом фоне, иначе они могут просто напросто стать таким же бекграундом, слиться с ним.
И вообще, книги Пелевина это не ответы, и не рассказы. Это Вопросы.
И как сказал один поэт, на некоторые вопросы совершенно не нужно искать ответа. Ибо уже сам факт того, что это вопрос задан чрезвычайно важен.
То, что в книге присутствует изрядная доля иронии вполне, по-моему, закономерно. К обилию различного рода наркотических препаратов на страницах романа можно относиться по-разному, вопрос в подготовленноти читателя. Нельзя все воспринимать буквально, это же не призыв поступать так же. Произведение очень глубокое, поднимает самые актуальные проблемы действительности. Нельзя ожидать от постмодернистического произведения правдивого изображения действительности, в этом их прелесть и одновременно сложность. Их нельзя воспринимать так же, как реалистические.
Ещё очень яркий персонаж в женской прозе − Татьяна Толстая. Особенно хороши рассказы. А „Кысь“ − уже как карта ляжет.
Да, туда же отнесём и Славникову.
Шишкин действительно прекрасен. Вы „Письмовник“ читали?
Заговаривая о нём и о текущей литературе, нельзя не припомнить Битова.
В современной прозе Саша Соколов, пожалуй, самое выдающееся явление. Хотя его к современной литературе можно относить лишь условно, поскольку с 85-го года он не издал ничего нового. Но его произведения удивительны.
Что там ещё есть в мире русской литературы конца двадцатого-начала двадцать первого… конечно, классики, как, скажем, Астафьев, Распутин, Искандер.
Можно попробовать Колядину с её нашумевшим совсем недавно „Цветочным крестом“. Своеобразно. Очень. Находятся люди, которые говорят о ней как о новом дыхании русской литературы.
И напоследок, просто бессвязный ряд имён тех, кто заслуживает внимания в современном литературном процессе: Екимов (как продолжатель писателей-„деревенщиков“), Галковский (если Розанова читали − тогда „Бесконечный тупик“ просто показан), Иличевский, Лимонов, Липскеров, Маканин, Слаповский. С натяжкой к ним добавим и Довлатова с Лимоновым.
smereka , этих имён достаточно?
Читал Шишкина. Смотрел в театре легендарный "Письмовник".
Читал Рубину, Улицкую. Но, мало того что это мейнстрим -- хрен бы с ним. Достоевский -- так-то тоже попс. Но, это ещё и не литература. За читателя там всё прожевали, и в ротик на ложечке положили. Сравнение постмодернистского Пелевина с вышеобозначенными авторами посему считаю некорректным.
Пелевин − это, конечно, современная русская литература, но современная русская литература − это не Пелевин. Есть целая плеяда имён (см. выше), которые в большей мере представляют русскую литературу, нежели Виктор Олегович. Он хоть и яркая звезда в мире слова сегодня, но как скоро она погаснет − вопрос времени. Хотя есть, конечно, надежда, что вот соберётся… да как напишет!.. то, что будет достойно остаться в веках. Потенциал-то есть. А вот силёнок пока (или уже?) маловато.
И, да, знакомиться с творчеством Пелевина по „Поколению“ − не лучший выбор. Поскольку это далеко не из лучших его произведений. Советую попробовать на вкус „Чапаева и Пустоту“ − не гениальный роман, конечно, но в ряду пелевинских работ заметно выделяется. Не решитесь браться за крупную форму − возьмитесь за меньшие, у него есть замечательные повести, как, например, „Затворник и Шестипалый“ и многими восхваляемая „Жёлтая стрела“.
И только тогда можно будет делать какие-то выводы о том, что это за явление такое − пелевинская проза, и насколько она вам близка.
Не забываем всё же, что это постмодернизм и всё такое, а следовательно, и оценивать следует его по меркам постмодернизма, а для этого надо сделать путешествие во времени на одно-два столетия вперёд − просто потому что вопросы вроде „причём тут Че Гевара?“ были бы уместны в отношении литературы 19-начала 20 века (и то, уже тогда был на подходе гигант „Улисс“), но никак не 21-го.
Если автор не оставил пометки " начинать знакомство с моей прозой нужно с _______книги", то начинать можно с любой, ибо остальные домыслы - это лишь дело вкуса. Вы считаете, что непременно с "Чапаева", другой - неприменно с "Поколения", иначе выводы делать нельзя. А выводы делать можно уже по одной прочитанной книге, не обязательно читать и давиться всю серию, если не понравилось, значит Пелевинская проза уже не понравилась.
У меня изначально Пелевин с его "Чапаевым" тоже не гладко прошел, но что-то заставило меня снова к нему вернуться спустя пару месяцев. Сейчас Поколение Пи взахлеб читаю и радуюсь. Им просто надо попытаться проникнуться, не ища подтекстов и смыслов, и если оно не идет таким образом - значит просто не ваше :)
Просто Пелевин - уникум, таких, как он, больше нет. Его даже сравнить не с кем. А вот этих женских писателек даже по тройкам объединяют. В общем, дело вкуса.
- 1
- 2
Ну, ладно, вы просто не поняли книгу, бывает.