Больше рецензий

sarcastronaut

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

22 августа 2015 г. 14:22

742

4 Work as if you live in the early days of a better nation

"Ланарк" возвышается над творческой карьерой толстого, очкастого, лысеющего обывателя из Глазго (как любя описывает себя Аласдер Грэй) в той же степени, что его соседи из футбольных "Селтика" и "Рейнджерс" - над прочими каледонскими клубами: любое упоминание о шотландском футболе заставляет прежде всего подумать о глазвегианской Старой фирме, и только потом уже - о "Данди" и "Абердине". Литературные данди и абердины Грэя, однако, внимания более чем достойны - взять хоть рассказы, которые он сочиняет с 50-х годов. Открывает этот сборник как раз-таки ранняя ласточка, написанная в нежном шестнадцатилетнем возрасте, причем причины такого решения, думаю, не ограничиваются хронологическими. "The Star" еще и выступает своеобразной автобиографической ремаркой: протагонист, проглотивший найденную звезду, лишь бы не отдавать ее злобному учителю - это сам Грэй, в котором небесная субстанция пустила корни вопреки суровому окружению и породила щеголяющие буйным воображением рассказы о раздвоении клепальщиков, мифологических похотливых псах и студентах-художниках, роющих туннели к центру Земли.

Почти половина от общего объема посвящена околосатирическим социально-политическим параболам. Одна из них, "The Great Bear Cult", напоминает внебрачное дитя монтипайтоновского "Летающего цирка", да и написана в форме телесценария: речь идет о вспыхнувшей и столь же внезапно утихшей любви британцев к ношению медвежьих костюмов, где невооруженным глазом видятся намеки на Освальда Мосли и заигрывания соотечественников автора с фашизмом в 30-х годах. Кафкианская "Five Letters From An Eastern Empire" - определенно сильнейшая часть сборника; в этой дистопической притче о мытарствах поэта-трагика при дворе императора Грэю превосходно удается обрисовать изворотливость и бессердечность тоталитарных режимов. А вот дилогия про колесный вал оставила смешанные впечатления: во-первых, не очень понятно, зачем понадобилось разделять, по сути, две части одного рассказа несколькими посторонними произведениями, а во-вторых, "The End of the Axletree" оказалась усложненной версией одной из более ранних историй, "The Cause of Some Recent Changes": и там, и там автор в одном, в общем-то, ключе предостерегает об опасностях прогресса ради прогресса, только первый текст - лаконичен, игрив и берет быка за рога, а второй еще и отвлекается на краткую хронику человеческой цивилизации через метафору Вавилонской башни.

Дисклэймер: ниасилил "Logopandocy", ибо совсем не знаком с шотландским эксцентриком сэром Томасом Уркухартом, чтобы по достоинству оценить стилизованный под него и пародирующий его текст. Зато выпендрюсь вот и выберу именно этого персонажа, чтобы продемонстрировать, какими рисунками авторства самого Грэя сопровождаются местные рассказы.

картинка sarcastronaut

по рассказам


the star - 6
the spread of ian nichol - 6
the problem - 4
the cause of some recent changes - 8
the comedy of the white dog - 7
the crank that made the revolution - 7
the great bear cult - 8
the start of the axletree / the end of the axletree - 7
five letters from an eastern empire - 9
sir thomas's logopandocy - n/a
prometheus - 7
a unique case - 6
inches in a column - 5