Больше рецензий

Tartallet

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

25 декабря 2024 г. 08:54

111

5 А был ли выбор?

Книга Уильяма Стайрона затрагивает не самую простую тематику. Именно поэтому я долго откладывала чтение, опасаясь морального груза. Но, напротив, история главных героев захватила меня настолько, что я прочитала книгу на одном дыхании.

Основным рассказчиком является Стинго, начинающий писатель. В русском переводе его имя почему-то перевели как "Язвинка", что первые несколько глав вводило меня в ступор. Стинго покидает свою работу в нью-йоркском издательстве, чтобы полностью посвятить себя написанию дебютного романа. На средства, доставшиеся ему в наследство (от продажи очень талантливого раба), он решает начать самостоятельную жизнь. В поисках жилья он знакомится с парой соседей – загадочной полькой Софи и ее страстным, но вспыльчивым возлюбленным Натаном.  Они просто очаровывают его, особенно Софи.

Стинго – типичный молодой романтик: он то погружается в мечты о спокойной жизни на южной ферме, то предается фантазиям о литературной славе, а порой запутывается в своих наивных представлениях о любви и влажных фантазиях о хорошеньких девушках, с которыми иногда даже заговорить робеет. Через его восприятие читатель погружается в сложные отношения между Софи и Натаном. Он видит в Софи не только женщину с тяжелым прошлым, но и недостижимый идеал.

Да, правда, я проделал большой путь для молодого человека, но мой внутренний мир по-прежнему был привязан к земле – я не знал любви и не столкнулся со смертью.

Постепенно Софи начинает доверять Стинго, открывая ему шокирующие подробности своей жизни. Ее рассказы – это не только личные признания, но и своего рода попытка найти утешение и понимание. Софи по началу ненадёжный рассказчик, и позже признается, что некоторые ее истории были ложью и открывает правду. Но по мере того, как слои ее прошлого снимаются один за другим, становится понятно, почему ей так трудно делиться своими переживаниями. Ее жизнь была наполнена маленькими трагедиями задолго до того, как она оказалась в Аушвице.

В книге есть несколько частей с флешбэками, где Софи рассказывает Стинго об событиях происходящих в Аушвице, о том, что ей пришлось там пережить, и как это до сих пор психологически довлеет над ней. Как за привлекательным фасадом сытой жизни и красивых нарядов в настоящем, ей приходится скрывать пережитые ужасы и горечь утрат, которые теперь всегда с ней.

Но только я уже больше не знаю, когда Бог ушел от меня. Или я ушла от него. В общем, я почувствовала в себе эту пустоту. Так бывает во сне: находишь что-то ценное, и все кажется совсем реальным – вот нашел что-то или кого-то, то есть, я хочу сказать, невероятно ценное, – а потом проснешься и понимаешь, что ценный для тебя человек исчез. Навсегда!

Интересный параллельный пласт повествования – это восприятие Стинго истории рабства на юге, откуда он родом, и событий в Аушвице. Один из ключевых моментов — наследство, которое Стинго получает от продажи раба его семьей. Он осознает ироничность того, что именно эти деньги позволяют ему начать карьеру писателя и снять жилье, где он встретит Софи. Стинго пытается оправдать себя тем, что он лишь потомок тех, кто владел рабами, но не может избавиться от мысли, что его привилегированная позиция в жизни напрямую связана с этим. Эти мысли заставляют его еще глубже сопереживать Софи, чья жизнь в Аушвице была постоянным напоминанием о своем статусе бесправного и униженного существа. Однако Стинго чувствует, что масштаб ужаса, через который прошла Софи, превосходит его собственное понимание.

Знаешь, Язвинка, странная вещь – я снова могу плакать, и это, наверно, значит, что я снова стала человек. Наверно, хоть это во мне – человеческое. Кусочек человека, а все-таки человек.

Отношения Натана и Софи  вряд ли кто-то сможет назвать здоровыми с первой сцены их появления. Это яркий пример токсичности и созависимости. Натан вспыльчив и неуравновешен, его поведение часто граничащее с безумием, разрушает все, к чему он прикасается. Но Софи, потерявшая всех и вся, цепляется за него, возможно, из страха остаться совсем одной. Их связь скорее напоминает эмоциональную петлю, из которой невозможно вырваться, а вот затянуть ее потуже на шее - легко. Когда Стинго наконец-то узнает всю правду о Натане, у него спадают "розовые очки" и он перестает идеализировать и оправдывать своего друга.  Но ситуация кажется уже настолько безнадежной, да и сам герой слишком молод и неопытен, чтобы как-то грамотно попытаться помочь, если это вообще возможно.

Но что же означает тот самый выбор Софи? Автор ведет читателя к ответу на это вопрос через весь роман. Когда ты думаешь, да что же еще может случится? Выясняется, что может. Был ли у нее другой выход? Можно ли было избежать того, что произошло? Это вопросы - без ответа.  Интриги раскрывать не буду, но словно бы вся жизнь этой героини - это череда тяжелых выборов и иногда это выбор из худшего и чего-то еще более ужасного.  Но самое горькое – это то, как этот выбор продолжал влиять на нее, разрушая изнутри. Даже покинув лагерь, Софи не смогла обрести ни свободу, ни покой.  Эта история о том, как тяжело нести груз прошлого, который не отпускает и не оставляет места для будущего.