Больше рецензий

24 ноября 2024 г. 19:15

214

5

Книга очень актуальна в наше время. Она вышла в свет в 1941 году, когда в Германии уже у власти были фашисты во главе с Гитлером. Эрих Фромм анализирует социально-психологические причины возникновения и укрепления тоталитарных обществ на примере нацизма в Германии. Конечно не только Гитлер , самый обычный, ничего из себя не представляющий, представитель низших слоев среднего класса,пришедший к власти, к которой стремился, виноват в тоталитаризме в Германии. Он опирался на поддержку народа. Люди не умели быть свободными, отдавали свою судьбу во власть высших взамен на защиту. И ничем они не отличались в этом от людей средневековья. Но и в современном постиндустриальном обществе человек превратился в "винтик"Социальной машины", он раб общественного мнения. Согласно Фромму свободы личности не существовало вплоть до Средних Веков, так как человек был жестко привязан к месту жительства и в социальном плане редко менял тот слой общества, куда попадал при рождении. Также очень сильно было влияние Церкви, которая фактически расписывала, как должен жить член общества. Проявление человеком своей воли трактовалось как грех. Только в эпоху Возрождения началась борьба за личную свободу. Человечество боролось с силами природы,с абсолютной властью тогдашних правителей и гнетом Церкви. Капитализм провозгласил общество равных возможностей, когда человек, не зависимо от своего происхождения, благодаря труду и личным качествам мог достичь высокого положения в обществе и получить больше личной свободы. Но и в рыночных реалиях редко можно встретить проявление индивидуальности и свободы личности, да сейчас ты не попадешь в концлагерь, но общественное мнение и мнение существующей власти никто не отменял. Далее Фромм описывает различные"механизмы бегства "людей от чувства изоляции .Один из них – садо-мазохист, который стремится соединить своё «я» с «я» другого человека. Садо-мазохист достигает этого либо через подчинение авторитету другого человека (мазохизм), либо через полное доминирование над более слабым человеком (садизм). Второй тип механизма бегства он называет «автоматическим конформизмом». Такой человек не может справиться с бременем свободы и вместо этого подчиняется ожиданиям общества в отношении мышления, действий и желаний. В последних главах книги «Бегство от свободы» анализируется, как эти механизмы бегства проявляются в современных обществах: садо-мазохизм в нацистской Германии и автоматический конформизм в современной демократии. Фромм задается вопросом не свойственно ли человеку одновременно стремление к свободе и к подчинению. Человек в детстве испытывает единение с семьей ,миром, природой и по мере взросления начинает осознавать свою индивидуальность и обособленность, что приводит к появлению тревоги ,страха одиночества- свобода становится непосильным бременем.С этого момента у человека два пути , либо соединиться с господствующим большинством, тем потеряв свободу, либо обрести единство с миром благодаря творческому труду ,спонтанности и любви.