Больше рецензий

namfe

Эксперт

Слова, слова, слова

5 ноября 2024 г. 18:00

141

4

Мое знакомство с книгой началось с ошибки, она ко мне попала случайно, и я по названию, подумала, что слово «современный» означает современной для меня, т.е. время после 1990х годов.
А оказалось, автор - Герберт Рид поэт, который родился в 1893 году и для него современный: это после 1890х.
Ну, ладно, посмотрим, решила я.
Так как история краткая, то и все многообразие направлений в живописи, которые ярко проявились в начале ХХ века, автор свёл к нескольким концепциям, идеям, художникам и направлениям, которые счёл ключевыми.
Так как автор поэт, то его больше интересовал мир искусства и внутренний мир художников, насколько его можно познать. И его рассказ максимально аполитичен, он отдаляет искусство от общественно-политической жизни времени, которое и формировало во многом те или иные течения.
В общем, пришлось учитывать и эту позицию автора.
И в итоге получился текст о направлениях поисков художниками способов выражения как в предметном, так и в беспредметном поле искусства ну и результаты этих поисков в виде произведений.
Выбор тех или иных имён чаще всего очевиден, но иногда автор кажется сознательно умалчивает о некоторых значимых художниках, даже не упоминая имён, в то время как малознакомыми именами в другом месте сыплет в избытке.
Структурно книга логично разделена на главы по направлениям: от предшественников и фовистов до абстрактных экспрессионистов.
Главный интерес Рида: внутренние предпосылки поисков художников и решения к которым они приходили в результате. Этому уделена большая часть повествования.
В общем, если вы хотите полный структурный анализ истории живописи, с подробными примерами и объяснениями, вам не сюда; а если вы хотите просто порассуждать на тему искусства на интересных примерах, то можно почитать и поспорить с автором, потому что он часто выписывает любопытные и важные идеи, но иногда выдвигает весьма неоднозначные сентенции.
Книга хорошо проиллюстрирована, правда иногда иллюстрации не совпадают с текстом, и некоторых иллюстраций хотелось бы больше.
Самыми интересными были цитаты самих художников, которые подобраны с большим вниманием.
Например:

Анри Матисс:

«Я мечтаю об уравновешенном искусстве, полном чистоты и спокойствия, искусстве без суетных и беспокойных сюжетов, искусстве, которое могло бы дать отдых уму интеллектуального работника, делового человека, литератора, подобно тому как удобное кресло дает отдых физически усталому человеку.»

Пауль Клее

«Чем ужаснее становится мир, тем абстрактнее становится искусство, в то время как мирное состояние порождает реалистическое искусство.»
«Искусство не отображает видимое - искусство делает видимым»

Пьеро Мандзони

«Вы не сможете оторваться от земли, просто разогнавшись или подпрыгнув. Вам понадобятся крылья»

И заметно, что последняя глава, которую писал сам Герберт чуть более сумбурна, будто автор не успел доредактировать ее.
Забавна последняя глава, дописанная уже после смерти автора, о том, что случилось после Второй Мировой войны. В ней просто перечислены направления и имена живописи и сделан вывод, что искусство прошлого закончилось.
Мне было любопытно познакомиться с книгой, она занимательна и оставляет достаточно пространства для размышлений.

Глава 1. Истоки: Сезанн, Гоген, Ван Гог и Сёра
Глава 2. Прорыв и фовисты (Матисс)
Глава 3. Кубизм
Глава 4. Футуризм, Дада и сюрреализм
Глава 5. Пикассо, Кандинский и Клее (о теоретиках и гигантах)
Глава 6. Конструктивизм
Глава 7. Абстрактный экспрессионизм
Глава 8, дополнительная после абстрактного экспрессионизма