Больше рецензий
31 октября 2024 г. 23:57
16
5 Вопросов море. То ли символизм, то ли показалось
РецензияЗанимательная книга, очень образная, красивая, было непонятно, где в ней правда, а где фантазия. Она захватила меня с головой, напомнила любимейшие мои книги – "Тайную историю" и "Дом, в котором". Я как раз выбирала книгу, которая отвлечёт меня от реальности, и у "Пиранези" получилось это сделать на 100%. Я так отвлеклась, что думаю о ней всю неделю. По-моему, она ещё и под осеннюю погоду очень подходит, такая же холодная, сырая, но одновременно и очень уютная. Мои любимые главы – описание "Дома", жизнь в "Доме", любовь главного героя к статуям и то, как он рассуждает (совсем другими категориями, нежели обычный человек).
Главный герой вообще замечательный – задаётся вопросами там, где это нужно, а там, где не нужно объясняет всё заботой мира о своих обитателях. Мне одновременно нравится, что история – просто выхваченный момент из истории этого места и одновременно мне этого мало. Я обожаю, когда сюжет разворачивается в ограниченном пространстве со своими законами, когда количество персонажей тоже ограничено, и все они вместе со своим миром живут где-то отдельно от реальности. Это мой самый любимый троп, а если в него ещё добавить магию, как здесь, то меня за уши не оторвëшь. Я прямо селюсь там и чуть ли не за чистую монету принимаю всё, что написано (как минимум) и как максимум – продолжаю строить теории о прошлом и будущем этого мира у себя в голове уже после прочтения.
Мне в каком-то смысле кажется, что я не до конца поняла сюжет, а может просто пояснения к нему давалось очень бегло. К книге у меня осталось много вопросов: например, как Пиранези писал в первых трёх своих дневниках, если по сюжету в них уже должно было быть всё исписано записями из прошлого? Ещё мне кажется, что в названиях научных работ Арн-Сейлса автор спрятал какую-то отсылку, которую я не смогла уловить, хотя сноски читала. В целом, после этой книги мне хочется загуглить объяснение сюжета, хотя всё произошедшее было вроде как понятно. И одновременно непонятно ничего. Хотелось бы узнать и про каждого, кто был Там до главного героя, и про лужу странной мутной жидкости из-под стены в доме Арн-Сейлса. Я всё ждала, что герои окажутся замурованными в каком-нибудь подвале, но всё обернулось совсем не так.
Мне хочется сказать об этой книге так много – она заставила меня пожить в каком-то фантастическом мире, за это я ей благодарна, но ощущения законченности от истории у меня нет. Может быть, это и есть её большое достоинство, книга не отпускает. Мир статуй и океана с птицами и моллюсками описан просто сногсшибательно, видимо, я теперь остаюсь там и хочу продолжения. Это лучшее, что есть в книге. Когда начались первые объяснения, несостыковки, новые персонажи, подмена дневников и провалы в памяти, удерживать в голове происходящее стало сложновато. Не касаясь сюжета, меня до мурашек пробрало на двух моментах. Во-первых, когда стало понятно, что долгие годы главный герой жил в этом мире один. Целый мир, где больше никого нет, и то, как спокойно он к этому относится. Во-вторых, как сильно "дом" повлиял на психику своих обитателей – Пиранези возвращается туда с собратом по несчастью (казалось бы) и тот так обрадован этому неживому миру, что не хочет возвращаться обратно в реальность. Если подумать, книга на самом деле очень пугающая, про какое-то тотальное стирание личности и изменение сознания, про Древний Мир, в который проваливаются герои, и затем уже не желают оттуда уходить.
Не знаю, были ли как-то связаны приливы и древняя магия, но мне хочется верить, что затопленные этажи со статуями-великанами были некоторым отражением прошлого в реальном мире. Тогда получилось бы, что такие люди действительно существовали, и вода, затопившая нижние ярусы – это проекция магии, которой был пропитан Древний мир. А если ещё подумать, то Пиранези мог бы даже найти в каком-нибудь зале статую себя. В общем, так и живём теперь от одной гениальной теории до другой.