Больше рецензий

30 октября 2024 г. 16:19

170

5 ТЕТРАЛОГИЯ «ПРЯСЛИНЫ»/«БРАТЬЯ И СЕСТРЫ»

Произведение, оставившее глубокий след боли в душе.

Нам предстоит прожить более 30 лет в деревне Пекашино Архангельской области. И выпадают не самые простые годы. Начиная 1942 и заканчивая 1970-ми годами. В центре повествования три поколения семьи Пряслиных. Детство и юность второго поколения приходится на военные и послевоенные годы – самые тяжелые для страны. Четыре брата и две сестры. Братья и сестры. Хотя эта аллегория подходит для всех жителей большой советской страны в годы войны.

БРАТЬЯ И СЕСТРЫ. Повествование начинается в 1942 году. Самый разгар войны, перелом в которой еще не случился. Кто боится военных действий, их здесь не будет. В книге другая война – тыловая. Женщины, старики и дети не жалеют сил для борьбы с врагом. Отрывают от себя последнее для фронта, а у самих семеро по лавкам некормленые. И эти детские голодные глазенки. А женщины, которые на себе пашут поле, работают по ночам, чтобы успеть к посевной… Добавьте сюда неприветливый северный климат Архангельской области. И ждут победы, ведь после нее исполнится их мечта – съедят наконец-то краюху белого хлеба.

ДВЕ ЗИМЫ И ТРИ ЛЕТА. И вот закончилась ненавистная война, но зализать ли Пекашино свои раны. Сколько их братьев, отцов, сыновей не вернулось… А кто и вернулся покалечен душой и телом. И остаются бабы с детьми опять один на один с хозяйством. Да и с последним беда, даже с колхозным, что уж говорить про свое. Счастье, если имеешь корову-кормилицу. К тому же налоги заплати, в послевоенном займе поучаствуй и получи слезу – трудодни. Читатель продолжает проживать не самые легкие послевоенные годы в деревне.

ПУТИ-ПЕРЕПУТЬЯ. Третья часть посвящена номенклатуре. Нам предстоит посмотреть на все глазами областных, районных и деревенских руководителей. Им тоже приходилось нелегко в эти годы и работали они порой на разрыв, и не всегда были справедливы. Эта часть была менее интересна, в ней было мало людей и много планов, которые надо выполнять. Но без нее картина жизни тех лет была бы не полной.

ДОМ. Проходит не один год после событий в третьей части, вырастают дети у второго поколения героев. Они знают о военных годах только по рассказам и то не могут поверить, что такое могло быть на самом деле. Хорошо показана «пропасть» между двумя поколениями, их ценностные ориентиры. Да и в обществе давно поменялись ценности и направления движения. Вместо колхозов теперь совхозы. Жизнь внешне стала лучше, но так ли это на самом деле, если копнуть глубже. И не приведет ли все к катастрофе в конечном итоге.

Произведение - история-размышление о деревне. Федор Абрамов, сам являясь выходцем из деревни, остро переживает ее судьбу и проблемы. А, как показывает книга их не мало, и они накапливаются, как снежный ком. Писатель задает множество вопросов и пытается найти хоть какие-то ответы. Понять, как могут годами жить плохо люди, которые пашут сутками, выращивают урожаи и все же остаются голодными. Вместе с писателем мы приходим к неутешительным выводам.

История о том, как город съел деревню. Она была принесена в жертву железному коню ХХ века – индустриализации. Все жилы тянули именно из деревни, чтобы процветал город, а взамен давали крохи. Со снабжением деревень было туго, как в плане техники, так и в плане продовольственных товаров. Деревенским было очень тяжело вырваться в город в такой ситуации.

Книги были неоднократно подвержены цензуре и критике. Абрамову ни раз приходилось выбрасывать острые моменты из своего произведения.

Обычно я не плачу над книгами, но при чтении у меня наворачивались слезы. Я вспоминала бабушку, детство и юность которой пришлась на военные и послевоенные годы жизни в деревне (правда, в другой области страны). Сколько же совпадений я заметила ее истории с историей пекашинцев. Много работали, голодное время, ничего в жизни не видели, также были займы, налоги, трудодни, выполнение плана… Про работу совхозов, пришедших на смену колхозам, тоже много совпадений. И бабушка ни один раз задавалась примерно такими же вопросами, что и Абрамов.

Для меня тетралогия Федора Абрамова стала самой правдивой историей про деревню и самой печальной. Как же больно, что наши бабушки и прабабушки прошли через все это.

Прочитано в рамках проекта "Читаем Россию": Архангельская область