Больше рецензий
19 октября 2024 г. 08:18
84
5
Рецензия1757 год. Семилетняя война между Англией и Францией за американские колонии. Две юных дочери полковника Монро едут к отцу в сопровождении майора Дункана Хейворда и проводника индейца Магуа, но всё идёт не по плану. А далее разворачивается романтического рода конфликт, в котором есть леди в беде, благородный герой, коварный злодей, мудрый наставник, любовь и, разумеется, смерть – для пущей трогательности и трагичности. Для подростковой литературы – самое то. Тем более что Чингачгук – Великий змей, его сын Ункас и его друг Натти Бампо - Соколиный глаз – в хорошем смысле круты. Сильные, смелые, ловкие и – самое главное – умные. Наблюдение идёт у них за наблюдением – и всё для того, чтобы прийти к выводу и выбрать наиболее эффективную стратегию. То, что они противостоят коварному и хитрому врагу, превосходящему их численно – при таких условиях закономерно.
Но если посмотреть на ситуацию с точки зрения взрослой и циничной, то хочется задать вопрос: не слишком ли Великий Змей рвёт за белых свою задницу, когда у самого в племени проблем более чем достаточно? Потому что индейцы могли сколько угодно называть их Отцами. Всё равно оставались для белых дикарями, а их земли – колонией, и в книге это проскальзывает. Магуа – Хитрая Лисица – предатель, антагонист и нехороший человек, но задаёт правильные вопросы: кто ворвался в мои леса? Кто подсадил меня на водку? А использовав, отшвырнул, как ненужную вещь? Преследуя дочерей полковника, он действует, как фанатик. Ему не дочери как таковые важны, ему важно нанести наиболее болезненный удар своему врагу. Именно своим фанатизмом он и опасен.
Чем дальше развивается история, тем становится яснее: это не про любовь (линия Ункаса и Коры почти не развивается, линия Дугласа и Алисы банальна) и не про благородных героев. Это про цинизм войны. Про то, как враждующие племена, не особо отличные друг от друга по культуре, считают своих противников дикарями. Как безоружный гарнизон сдавшейся крепости оказывается беззащитным. Как белые «отцы» ведут свою политику, а на то, что думают об этом краснокожие «дети», им плевать. Как наблюдательные индейцы не замечают, что их мир уходит, и причём безвозвратно. По существу для сюжета не менее драмы Коры важна драма Давида Гамута. Совершенно мирного по натуре человека, неловкого и даже нелепого, оказавшегося в эпицентре борьбы, к которой был не готов.