Больше рецензий
8 октября 2024 г. 16:45
196
5 Спойлер Я ем женщин и детей, потому что так вкуснее, потому что я сильней (c) Ким Уайт
РецензияС огромным удовольствием прочитал психологический сплаттерпанк-роман «Озверевшая» американского писателя Кристофера Трианы, который, наряду с десятками других книг, купил ещё более двух лет назад и откладывал в долгий ящик. Если коротко о впечатлениях: чёрт возьми, это было нечто!
Вообще в оригинале книга называется «Full Brutal», что дословно можно перевести как «Полная жесть». И ведь правда: произведение – полная жесть! Люто, кроваво, бескомпромиссно – на все сто процентов оправдывает название.
Главная героиня – и она же главная злодейка – романа – шестнадцатилетняя Ким Уайт, прилежная ученица, чья фотография висит на школьной доске почёта, уважаемая сверстниками и тренерами чирлидерша, любящая дочь и чуткая подруга, которая в трудную минуту способна внимательно выслушать, поддержать и поделиться дельными советами. Вот только под этой переливающейся на солнце блеском обёрткой скрывается монстр, самое настоящее чудовище, способное дать фору Патрику Бэйтману.
Не просто так я упоминаю антигероя романа «Американский психопат». Во-первых, ведь то, что происходит на страницах «Озверевшей», своей мерзостью не сильно уступает сомнительной классике от Брета Истона Эллиса. Правда, если эту «классику» читать по большей части до невозможности скучно (и это далеко не только моё мнение), то Триана преподнёс свой роман так, что он прочитывается на одном дыхании. Во-вторых, Ким Уайт тоже психопатка. Да, не «воплощение социопатического безумия», как во вступлении подметил Райан Хардинг, ещё один писатель в жанре экстрим-хоррора, а именно что психопатка. Потому что в жизни Ким не произошло ничего такого, что могло сделать её социопаткой; такое поведение, отношение ко всем живым существам, отсутствие малейшего сострадания к кому бы то ни было, мировоззрение и пр. составляют фундамент её психической жизни.
Итак, история начинается с того, что Ким Уайт до ужаса скучно. Как бы жалуясь читателю на осточертевшую рутинную повседневность, школу, тупых (в её восприятии) и вечно улыбающихся сверстников, хорошую солнечную погоду и прочие прелести жизни, она решает последнюю разбавить яркими красками. Но её любимые цвета – не условные розовый (сладкая вата), жёлтый (солнышко) и салатовый (зелень), а красный (кровь), чёрный (мрак, смерть) и серый (пасмурность, прах). Радует, подпитывает её только то, что нормального человека разрушает изнутри.
Поначалу складывается впечатление, что Ким – нитакаякакфсе, которая в свои 16 устала – *театральный тяжкий вздох* – от жизни и в какой-то момент включает режим тинейджера-бунтарки. И все-то вокруг одинаковые, одна она разная, и ничто не может её впечатлить, никого она не любит, всё нормальное ей чуждо. Может, хоть секс оживит? Возможно. Стоит попробовать. А чтобы наверняка по-бунтарски получилось, в качестве партнёра можно выбрать учителя, старше её раза в два с половиной. Что она и делает.
Попутно же Уайт открывает для себя жестокое порно/хард-порно. Смотрит несколько роликов – и тут её крыша отъезжает окончательно и бесповоротно. Почти сразу же понимает, что вот оно – то, чего ей не доставало всю её долгую (опять же, как ей самой кажется) жизнь: власть, унижения, садизм.
Вскоре становится ясно, что девушка в самом деле нездорова. Похоже, не знакомая даже с понятием «эмпатия», она принимается всячески манипулировать всеми, кто так или иначе с ней связан (ну, может быть, за исключением родного отца, которого, кажется, действительно уважает – насколько это возможно для такой личности), и делает это столь умело и жестоко, что я невольно сравнивал её с Эдриан Форрестер и Шанель Оберлин.
В принципе, примерно первая половина книги у меня стойко ассоциировалась с «Увлечением» (The Crush, 1994) и «Королевами крика»: хулиганство, пакости, пошлости, пафос едва ли не в каждой первой фразе и мысли – всё это есть. А возраст антигероини, чирлидинг, хулиганство и общий жанр (хоррор) навевают воспоминания о серии повестей Роберта Стайна «Группа Поддержки». Однако в «Full Brutal» повествование куда более серьёзное и извращённое. И никакого юмора. А ещё наличествуют порнографические сцены. Много порнографических сцен, сексуальных девиаций.
Садизм, который Уайт обнаруживает в себе и принимает – не единственное её отклонение. Хотя бы на самом поверхностном уровне понимающий значение слова «некрофилия» уже в первой трети – а то и четверти – рукописи догадывается, что именно некрофилия – корень того зла, что существует в Ким, управляет ею. Солнечная погода – дерьмо, улыбающиеся люди – дерьмо, всё живое – дерьмо. Даёшь тучи с дождями, понурые лица и бесконечные похороны! Одни только подобного рода мысли – уже, как говорится, колокольчик. А когда она фантазирует о том, как трахает труп наложившей на себя руки девчонки, – тут уже слышен набат. Или вот ещё – о другой девушке: «...она была ещё прекрасней, чем я представляла. Тогда-то мне стало ясно: я должна её сломать. Не из зависти к её внешности, а из глубинной, кипучей жажды уродовать и разрушать самые прекрасные вещи в мире: юность, красоту, силу и любовь к жизни». Всё ещё неубедительно? Тогда автор ткнёт вас глазами в сцены, где Ким удовлетворяет себя, наблюдая за погибающими (в том числе от её рук) людьми, и для удовлетворения же использует части тел убитых. А для самых упёртых любителей твердить «не верю» (либо просто глупых) ближе к концу будет строчка, где старшеклассница без стеснения признаёт себя некрофилкой.
На всякий случай, если вдруг читателям мало садизма и некрофилии, писатель наделил свою антигероиню ещё одним замечательным качеством: каннибализмом. И что-то мне подсказывает, что не в последнюю очередь Кристофер впечатлился фильмом «Сырое» (Raw, 2016), на что косвенно, на мой взгляд, указывают как минимум два момента. Первое: помнится, у Жюстин после вкушения сырого мяса тоже периодически начинает проявляться ломка, заставляющая её корчиться от болей и искать новую порцию свежего мясца. Второе – это вопросы, которыми однажды задаётся Ким: «Может, в крови некоторых семей таилась склонность к людоедству? Было ли это генетической мутацией или чем-то обыденным, но забытым в ходе эволюции?» Кто смотрел упоминаемый фильм: помните ведь, чем он закончился?
Но погодите. Садизм, некрофилия, каннибализм, серийный убийца – и этого вам мало? Что ж, вишенкой на торте станет массовое убийство. Да и другой жести – т̶р̶у̶п̶о̶в̶ вагон и маленькая тележка.
ИТОГ
«Озверевшая» – убойнейший сплаттерпанк-роман. И пусть вас не обманут первые две трети книги – вся самая жесть таится на последней сотне страниц. История Ким Уайт напоминает биографию Джеффри Дамера, который медленно, но всё глубже и глубже погружался в пучины ада и безумия. Только в романе всё происходит уж слишком быстро.
Недочёты в повествовании тоже имеются. Например, слабо верится, что ни одна камера наблюдения в городе не запечатлела машину Ким Уайт. И полиция/следователи не заметили или не придали никакого значения следам от шин её же автомобиля, на котором она заезжала за заброшенный торговый центр, куда, как я понял, водителям в принципе нет смысла сворачивать. И будто бы с самого начала не знала, к чему может привести половой акт с мужчиной, эякулировавшим в неё. И в предфинальной сцене её ровесники вдруг становятся глухими и тупыми. И т. д.
Но все эти недочёты нивелируются задумкой, сюжетом в целом, сочными сценами, психологизмом, детальными описаниями жесточайших физических увечий – сути сплаттерпанка, высокой динамичностью. Да и так ли необходима этой книге правдоподобность и реалистичность документально-биографического уровня? Ведь, по сути, Триана заявил, что написал это веселья ради, пусть и в состоянии депрессии.
Нереально классная книга. Но не для детей, слабонервных и беременных м̶у̶ж̶ч̶и̶н̶ женщин.
Хотя нет, пусть читают.