Больше рецензий

6 октября 2024 г. 16:16

34

5 Вижу мужа, что битву вершит...


Многими ранами он покрыт.
Светятся брови его во мгле.
Знак достоинства на челе.
Во глубине его грозных очей
Сверкают семь драгоценных камней:
Острыми копьями вооружен,
В красном плаще с застежками он.
Дивной красой своего лица
Он дев и жен пленяет сердца.
Но юноша этот, прекрасный собой,
Подобен дракону, идучи в бой.
Этот воин, что храбр и пригож,
С Кухулином из Муиртемне схож.
Пес Кузнеца мне не знаком,
Однако уверена я в одном:
Будет из-за него твоя рать
Землю кровью своей обагрять!
Искусен особый прием силача:
В каждой руке по четыре меча.
Владеет он мощью мечей своих.
Особая сила в каждом из них.
Умело сражается он с врагом
Простым копьем и рогатым копьем.
Мужу, что в красный плащ облачен,
На поле не страшен ни холм, ни склон,
Когда над колесницею боевой
Вздымает он лик искаженный свой.
Таким я вижу его, хотя
Он облик свой изменяет шутя.

Приобретая новое издание 2024 года "Альма-матер" , я не ожидал, что получу лучшую книгу, которую я читал за последнее время. Я вообще люблю всякую кельтику, но думал это будет что-то проходное. Уладский цикл или "цикл Красной Ветви". Древня Ирландия представляет собой некоторый феномен, феномен чистого героизма. Обладая мягким климатом, Ирландия легко снабжала пищей своё немногочисленное население, скорее за счёт скотоводства, оставляя силы и время для любимых занятий: поэзия, магия, война. Кажется только в тропической Полинезии (тоже остров! Вернее острова), где жизнь не требует много труда, сложилась культура настолько сконцентрированная на героизме. С Полинезийцами роднит ирландцев ещё и схожесть магико-религиозных правил: табу-мана у первых, гейсы и друидизм у Ирландцев. Учёные спорят, насколько ирландская специфика определяется обще-кельтским наследием, насколько продукт духовной жизни до-кельтского (индоевропейского или нет) субстрата.
События цикла происходят примерно во времена рубежа нашей эры, то есть примерно за 600-800 лет до их письменной фиксации. Археология показывает, что тогда Ирландия как раз испытала убыль населения. Может быть в связи c римским завоевание Британии там возник такой обширный рынок рабов, что население острова бросилось захватывать и продавать друг друга в рабство, так что остров сильно обезлюдил. В сагах этого не видно. Тут сразу примечание: ирландцы не знали слова "сага", оно скандинавское, у кельтов это называлось "scel" (шкиэл или скиэл), но как-то в другие языки не вошло. Ирландские герои живут во дворцах, которые без поэтических преувеличений представляют собой большой кельтский круглый дом. Есть укрепления, хотя население, в основном живёт обособлено на небольшом расстоянии друг от друга. Транспорт ирландского героя - колесница с двумя конями. О применении колесниц на поле боя монах, который записывал сказание, был весьма смутного представления, впрочем по словам Цезаря у бриттов колесница скорее служила транспортом мобильных отрядов (героев?) в битве, а не как на Ближнем Востоке в бронзовом веке. Колесницы героев описываются примерно с тем же пафосом, что и в Махабхарате, только ирландские герои не увлекаются стрелянием из луков, больше полагаясь на дротики, камни и пращи. Ирландцы жили в "туатах" социальная единица, не то "клан", как родо-племенная группа, не то королевство. Туаты соединены в крупные королевства: Мунстер, Лейнстер, Коннахт и Ульстер или Улад. (Иногда выделяют центральное Миде). Теоретически в Таре правит Верховный Король Ирландии со скорее сакральной чем политической властью, но на момент событий цикла там вроде как междуцарствие. Центральное событие цикла: война королевы и короля Коннахта Медб и Айлиля (главнее у них Медб, которая любит употреблять в постели по 30 мужчин в день или одного героя Фергуса, а Айлиль по табу-гейсам муж, "лишённый страха, скупости и ревности" должен получать удовольствие от роста своих рогов) и уладский король Конхобар мак Несса. Ирландские герои обмазаны магией с головы до ног, в принципе почти все события кроме реальной имеют и магическую подоплёку.
У Ирландцев сложное отношение с богами (тем более у монахов, которые это всё записывали. Есть Туата де Даннан, они же Сиды, которые и боги и иногда враги ирландцев. Они живут в потустороннем мире, который всегда где-то рядом, чаще под землёй в курганах и за Океаном. У них там тоже королевства, как у кельтов и магические поединки. Так же кельты, кажется верили в перевоплощения (не так, как индусы) и два сидовских свинопаса (магическая фигура у ирландцев) воплощаются в двух непобедимых быков, которые хотят скрестить друг с другом рога. Медб и Айлиль желают получить быка Конхобара по имени Донн Куалнге. Для чего выжидают время, когда улады будут неспособны биться из-за магической хвори и соединив войска других королевств, коннахтцы накатываются на Улад. Но у Улада есть супер-оружие, первый герой Ирландии, сын и воплощение бога Луга - Сетанта по прозванию Кухулин, который в одиночку отражает всё войско Ирландцев (тут Улады как бы отдельно, а остальные - Ирландцы, учёные спорят какие из племён были до-гойдельским субстратом). У Медб тоже есть супер-герой: бывший король Улада - Фергус, один из воспитателей Кухулина. Кульминацией должна стать встреча Кухулина и Фергуса в битве, а дальше спойлер. Ирланская война и поединок проходят скорее по магическим или друидическим правилам и рациональному толкованию мало поддаются. Тем удивительнее, что эти дикие воины выходят на поединок с целым арсеналом "боевых приёмов" в духе Кун-фу и карате, названия и фантастические описания которых не впещались в голову переписчиков монахов и, скорее всего, действительно отражают какие-то древне-кельтские представления. Герой совершают "прыжок лосося" через крепость, метают копьё из под воды носком ноги, запрыгивают на щит для отрубания геройской головы, метают окаменевший мозг. В общем составляют достойную конкуренцию Дальнему Востоку. Оружие имеет столь же экстравагантную номенклатуру, хотя по археологии в Ирландии, насколько я знаю, так и не нашли колесниц, да и мечи железного века очень небольшие.
Вокруг этой войны нанизано много эпизодов, затрагивающих её участников, часто очень небольших, вообще кельтские сказания часто очень кратки, но берут числом. Собирать их и приводить в порядок тяжелая задача и я не вижу на английском языке каких-то универсальных изданий. Тем более выражаю своё уважение Татьяне Андреевне Михайловой и другим русским кельтологам за составления и комментирование этой книги. Стихи в переводе Швыряева отличны, но может быть слишком гладки. Прозо-поэтические "реторики" с магическими вставками часто, к сожалению, исключены в переводе из-за порчи текста или его непереводимости (магия же), можно было дать транслитом даже.
В общем это отличная книга и я теперь ещё больше хочу изучать всякие кельтские предания. Давно не получал такого удовольствия.