Больше рецензий

quarantine_girl

Эксперт

без особой фантазии

25 сентября 2024 г. 01:40

151

4 Скелет в̶ ̶ш̶к̶а̶ф̶у̶ на пляже

Тогда этот мир заполняли жизнь и смерть, ночные отелы, безжалостное топление котят и опасные быки. Я помню парное молоко, которое пахло коровой, и вязкий, жирный, удушливый и вместе с тем волнующий запах крестьянских кухонь, клеенки, жидкий заварной кофе и тиканье настенных часов в полумраке пустующих комнат.

Когда я уже дочитала эту книгу и села осмысливать, что это вообще было и как мне это объяснять (ведь эта книга по итогу нисколечки не соответствовала ни моим предубеждениям до чтения, ни моим первым впечатлениям во время чтения, ничему от слова совсем), я внезапно поняла, что всё это очень похоже на то, что я уже читала у другого очень популярного скандинавского автора — у Йона (в других переводах Юна) Айвиде Линдквиста в Звёздочке . И та же атмосфера, что называется, суровой, но меланхоличной скандинавской литературы, и то, что одним из действующих лиц переднего плана становится девочка с внеземным характером (что также похоже на общие представления об аутистах), и какие-нибудь жутковатого вида события...

Вообще "Звездочка" мне прям не понравилась в свое время настолько, что я продолжила читать Линдквиста только из-за того, что не знала, что он и Йон, и Юн в зависимости от мнения переводчика и когда-то решила, что это просто однофамилец того автора, знакомство с которым у меня не задалось. "Тайны ракушечного пляжа" мне в большей степени понравились, так что теперь я и не знаю — то ли "Звездочка" действительно неудачный роман, то ли тогда было неподходящее время для её чтения.

Что же мы видим в этом романе? Глобально здесь три сюжетные линии. Первые две у главной героини, Ульрики: мы видим её уже взрослой женщиной, у которой уже и дети есть и которая решила пройтись по местам, знакомым по её детству, а в результате её дети нашли чей-то скелет на ракушечном пляже; и мы видим её в детские и подростковые годы — с тех пор как она познакомилась с Анн-Мари и до истории с загадочным исчезновением приёмной сестрёнки Анн-Мари, которая и до того была странной девчушкой. Третья линия передана Кристине — безумной художнице, которая сыграет важную роль в жизни Ульрики, хотя и не напрямую. Её мы слышим довольно часто, но все же она втором месте, что заметно даже в том плане, что главы от лица Ульрики написаны от первого лица, а вот от лица Кристины — от третьего, как будто не она рассказывает свою историю, а кто-то её себе представляет.

Вообще и лайвлиб, и фантлаб не дают этой книге хоть какой жанр, кроме реализма. Хотя... фантлаб добавляет, что особенностями этой книги будет психологический уклон и скандинавская мифология (верно и верно). Это не драма, хотя тут и есть некоторые драматичные моменты (и тут даже, наверное, стоит добавить trigger warning: есть сцена суицида). Это не триллер, хоть эта история и о поиске ребёнка (а они часто прописывается с тоннами саспенса). Это не детектив, хотя здесь и расследуются тайны прошлого (но тут ровно так же уместно сказать не "расследуются", а "вспоминаются" или "анализируются"). Это не приключения, хотя здесь и есть движение, локации, места событий не стабильны, а динамично меняются. Это не историческая проза, погружение не в такое далёкое прошлое. Так что так и остаётся реализм — констатация фактов, изображение обычной жизни и обычных людей со своими, временами странными, проблемами.

За что могу прям похвалить эту книгу? За то, что с финалом не затягивали и красиво к нему подвели историю. А еще в нем дали нужные объяснения, сделали набросок будущего героев, не оборвали истории и не слили её в ванильно-розовые сопли. В любой книге последнее впечатление играет роль, но не везде с этим умело играют, а здесь с этой задачей справились отлично.

В любом случае если вы хотите прочитать что-то из скандинавской литературы, то советую обратить внимание на этот роман. А ещё рекомендую его любителям многослойных и многовременных книг

Книга прочитана в рамках игры "KillWish", в "Кафетерии" 《Уютной кофейни》 и в рамках игр КД, КЛУЭДО и КвС.д1 в 《Министерстве обстоятельств, причин и следствий》