Больше рецензий
19 августа 2024 г. 13:37
94
3
Рецензия"Однажды я прочитал книгу, которая изменила мою жизнь. Еще читая первые страницы, я ощутил такую ее силу, что мне показалось, будто тело мое отрывается от стола, за которым я сидел, и улетает."
"Я медленно переворачивал страницы, и в это время мир, о существовании которого я прежде ничего не знал, не думал, не догадывался, проник в мою душу и поселился в ней."
"И пока я читал, мой взгляд превратился в слова книги, а слова книги стали моим взглядом. Глаза мои, ослепленные ярким светом, перестали отличать мир в книге от книги в мире".
Наверное это знакомо всем книголюбам: проваливаешься внутрь книги, и мир вокруг перестает существовать. Очень люблю книги о книгах и Орхана Памука люблю. Потому у меня было много ожиданий, которые, увы, на этот раз не оправдались.
Молодой человек, Осман, увидел книгу в руках у красивой девушки, потом эта книга попалась ему на каком-то книжном развале, он ее купил, прочитал и потерял покой, его жизнь превратилась в непрерывное странствие, поиск. Он сам не понимает что ищет - то ли Ангела, который является людям на пороге смерти, то ли автора книги, то ли любовь. Осман напоминает лунатика, который бродит во сне, иногда было непонятно, жив ли он или же мы читаем посмертные воспоминания.
Быстро стало понятно, что эта история не только о книге. А в той части что о книге было столько экзальтации, что текст воспринимался скорее как пародия. В романе слишком много разных тем, многие из которых для иностранного читателя (нетурка) совсем непонятны. Я скорее всего не поняла и половины, считала только самое очевидное. О том, что книга способна изменить мировоззрение. О том, что для легковерных, подверженных влиянию людей без критического / системного мышления книги / идеи могут представлять опасность. Как обычно у Памука, не обошлось без рассуждений о судьбах родины, о Турции между Западом и Востоком. О том, что глобализация / прогресс угрожает самобытности страны, но и отказ от прогресса в современном мире невозможен.
Не отпустила Памука и тема двойничества: герои книги отражаются друг в друге, а потом как будто проходят сквозь зеркала и превращаются в новых себя.
Кроме всего прочего Памук как истовый постмодернист устраивает перекличку с огромным количеством других текстов. Не все мне удалось распознать, наверное и тут я увидела только самые очевидные: "Новую жизнь" Данте, прямые отсылки к русским классикам, которых Памук любит, ну и пару-тройку других.
Сложная книга, и мне было не очень интересно ее читать (местами совсем неинтересно). Дочитала только потому, что при всей сложности и неоднозначности этого романа, он все-таки важен для понимания Орхана Памука как автора. Это органичное продолжение того, что было написано до, и протягивает ниточки к более поздним его текстам.