Больше рецензий
3 августа 2024 г. 12:52
66
5
РецензияДве тысячи лет развития и метаморфоз привели к тому, что христианство из мелкой гонимой секты превратилось в основополагающую часть культуры западного общества. Но как это произошло и какое слово все-таки было в начале?
Я давно, но не так активно, как мне бы хотелось, интересуюсь историей религий. Труд Свенцицкой попался мне совершенно случайно в букинистическом детище "Подписных" - "Академии". Взяв с полки небольшой томик, я сразу начала его читать и еле заставила себя оторваться. Первое, что может отметить читатель, это то, как просто, понятно и увлекательно пишет Ирина Сергеевна. Она не бросается терминологией, четко выстраивает повествование и аргументированно поясняет позицию современной ей науки. Свенцицкой не чужды самоповторы, но я в нон-фикшне всегда этому рада: это помогает лучше запомнить информацию и учесть ее во всех контекстах, где она появляется.
Издание разделено на две части: "От общины к церкви" и "Тайные писания первых христиан". В первой части писательница обширно рисует исторический фон, на котором появились христианские секты: неравенство, бедность, отсутствие базовой безопасности и нравственное разложение правящих слоев стали питательной почвой для поисков смыслов и надежд низами Римской империи. Свенцицкая перечисляет отдельные направления христианства, их отличия и особенности. Кроме этого, она показывает, как с увеличением числа последователей оформлялась церковь и менялось само учение в угоду построению иерархии и управляемости толпой.
Вторая часть анализирует и сравнивает тексты раннего христианства. Свенцицкая пишет и о канонических книгах, и апокрифических, а также об археологических находках и произведениях, спорящих с современными им религиозными текстами. Таким образом, ей удается показать, как "творилась история", именно в спорах между собой, обсуждениях и предложениях разных трактовок христиане со временем вывели тот канон, который зафиксировался. Кроме того, она показывает влияние на христианство со стороны языческих религий местного населения Римской империи. Особенно интересно было читать, как образовывался культ богородицы в местностях, для которых были характерны верования в богинь-матерей, таких как Артемида или Кибела. Ну, а тот факт, что в арамейском языке Дух (в том числе, Святой) женского рода, меня вообще в восторг привел.
В общем, отличная книга! Я получила огромное удовольствие от чтения и пищу для размышлений.