Больше рецензий

quarantine_girl

Эксперт

без особой фантазии

22 июля 2024 г. 00:00

550

4.5 Все то, что нас тянет вниз


Убей дракона — и проблемы исчезнут. — Это логика сказки, и она никогда мне не нравилась. На самом деле если убить дракона, люди вряд ли сильно обрадуются, наоборот: они еще очень долго будут носить цветы на его драконью могилу и, сидя в рваных трениках на кухне, будут повторять: «вот при драконе порядок был, а сейчас что? Безобразие!»

В чем-то эта книга очень напоминает другие работы автора. Она похожа на Риф идеей большого числа рассказчиков, которые начинают отсчёт истории с разных не только дней, но и лет. Она напоминает сборники Почти два килограмма слов и Ночная смена множественностью тем, идей, рассказов, фрагментов, эпизодов, временами это выглядит не как цельное произведение, а как собрание статьей из блога. А еще она очень напоминает Кадавры : и фантастическим сюжетом (в смысле, близком к жанру "фантастика", хотя сюжет и хорош), и темой братьев-сестёр, как и пристальным вниманием к семье главных героев, и вставками из книг авторов-героев Поляринова, и жёстким взглядом на власть имущих и быт в стране (и это всегда альтернативное будущее/настоящее/прошлое, так что Поляринов шпыняет своих героев, а не реальных политиков). А по духу эта книга похожа на работы и других российских авторов — Тоннель Яны Вагнер и Перед рассветом Валентины Назаровой. И при всем этом "Центр тяжести" — необычный и самобытный роман обо всем и о чем-то важном.

Это так странно – из окна наблюдать за столкновением двух миров: в центре первого – личность, в центре второго – идея. В первом мире жизнь человека бесценна, во втором не стоит ни гроша. В первом мире любят ближних (родителей, детей, друзей), во втором – дальних (царя, пастора, национального лидера). В первом мире люди почитают конкретных личностей (писателей, ученых), во втором – абстрактных (Бога, вождя, традиционные ценности). В первом мире основа этики – свобода выбора, во втором – покорность. Такой вот парадокс: чем ближе к национальному единству, тем дальше от человека.

Все же у этой книги есть и минусы, и плюсы. Вообще нужно сказать, что она сама по себе неоднородная, так что это и неудивительно.

Что я отнесу к плюсам? В первую очередь то, что если уж книга увлекла, то оторваться от неё будет невозможно. Даже если ничего не будет понятно, но желание узнать, что произойдёт дальше, все равно останется сильным. Ещё то, что внимание уделено всем главным героям, да и вообще проработка персонажей: они выходят реалистичными и интересными. К плюсам отнесу и, скажем так, философскую линию. Мне и близка позиция, транслируемая в этом романе, и показано это интересно, так что у меня вдвое больше причин хвалить это направление истории. К тому же эти рассуждения не выглядят слишком напыщенными, неуместными, чрезмерными, они очень уместно здесь смотрятся и отлично раскрывают героев.

Минусы же появляются скорее, когда проходит первый азарт, когда эмоции начинают притупляться. И все же один недостаток можно заметить и в процессе чтения — скомканность историй. Ещё, если использовать иносказания и сравнения, это можно назвать кашей, которую не помешивали при варке, поэтому часть разварилась, а другая — твёрдая и несъедобная. При этом кашу делал мастер своего поварского дела, поэтому и это он смог где-то сделать очень вкусным, где-то подкупить вкусняшкой, например, ягодами-сказками, а еще и роскошно подать. А каша здесь действительно появляется, точнее каша из жанров — и что-то близкое к киберпанку, и соц.драма, и магический реализм (к нему я отношу истории о родителе главных героев, почти мифическом персонаже, о детстве героев, в частности поиск третьего пруда, и нереальность происходящего + атмосфера), и детектив, и фантастический триллер с погонями, и остросоциальный реализм... Выглядит реально так, будто автор хотел рассказать всё-всё, но делить на разные книги не мог или не хотел. А жаль, я б лучше прочитала условно три романа, каждый с частью жанров и тем из этого списка, а не один такой.

На всех российских кладбищах у каждой могилы есть оградка, такой, знаете, маленький бессмысленный заборчик. У всех этих оградок есть одно общее свойство — они бесконечно уродливы. Даже те, что красивы, все равно уродливы. И если бы меня когда-нибудь спросили, что именно я хотел бы изменить в русском менталитете, какую именно черту характера я бы извлек из нашей национальной ДНК, я бы ответил: одержимость долбаными заборами. Русский заборный психоз особенно остро чувствуется здесь, на кладбище, где даже после смерти люди все равно пытаются отгородиться друг от друга.

При всей же неоднозначности впечатлений мне все равно понравилась эта книга. Это было свежо, интересно и впечатляюще, а соотношение вопросов и ответов (не в пользу последнего) так и не оттолкнуло (хотя именно этого я ждала от себя, хех). И я даже не ожидала, что эта книга написана так давно, ведь и сейчас она выглядит очень актуально, такая вот книга вне времени.

И определённо советую эту книгу любителям легкой фантастики и "острых" романов

Книга прочитана в рамках игры "KillWish", игры в 《The Orilium Academy》 и игры "Дом мечты" в 《Уютной кофейне》