Больше рецензий

InfinitePoint

Эксперт

балетмейстер, постановщик танцев с бубнами

13 апреля 2024 г. 09:00

122

5 Кто виноват?

"Но если существует небесный отец, к которому великие и малые обращают свои взоры в трудные часы жизни как к единственному источнику помощи, то не заключается ли самая трогательная молитва уже в самой потребности молиться? А если бы небесного отца не существовало, то разве чувствовали бы мы потребность обратиться к нему в такие минуты?"

Роман Поля Бурже произвёл на меня огромное впечатление и вызвал настоящую бурю самых противоречивых мыслей и чувств. Закрыв книгу, я какое-то время даже не могла прийти в себя и перебирала в памяти событие за событием, и перечитывала отдельные абзацы. К такой своей реакции я точно не была готова. Почему эмоции были противоречивыми? А потому что с одной стороны — великолепный язык, пышный, хоть и местами несколько громоздкий слог, увлекательный сюжет, эмоциональность, необузданные страсти, глубокое интеллектуальное содержание и, наконец, прекрасный перевод Антонина Ладинского . А с другой — всё это великолепие ради одного маленького козлёныша — самопровозглашённого ученика по имени Робер Грелу. Уже примерно к середине книги мне хотелось взять этого засранца за шиворот и хорошенько стукнуть его дурную башку, под завязку набитую знаниями, об какой-нибудь ближайший (желательно бетонный) забор.

То есть сказать, что эта книга не оставила меня равнодушной — ничего не сказать! Слушая разглагольствования главного героя, я просто закипала от его жизненных планов, раздутого самомнения и омерзительных поступков. Он представлялся мне самым настоящим маньяком, а в какой-то момент даже напомнил другого одержимого — врача из новеллы  Стефан Цвейг - Амок.

Роман разбит на шесть глав, и тут есть один момент: надо заставить себя продраться через несколько первых страниц первой главы, которая называется "Современный философ". Поначалу я воспринимала этот текст как ненужное многословие и нагромождение странных и порой совершенно непонятных мне мыслей. Но уже через несколько страниц повествование затянуло меня словно омут, и я уже не могла оторваться. И потом, эта глава очень важна для понимания всего дальнейшего действа, так как в ней описываются основные философские представления Адриена Сикста об этом мире.

Адриен Сикст — это тот самый человек, которого наш главный герой назначил своим учителем, и чьи идеи он взял за основу собственной псевдонаучной доктрины, извратив, перевернув с ног на голову и опошлив всё, что только было возможно.  Адриен Сикст, этот "профессиональный исследователь человеческого сердца", как называет его автор, написал несколько книг — "Психология веры", "Теория страстей" и "Анатомия воли", — которые и стали путеводной звездой для юного Робера Грелу и помимо воли их автора оказали пагубное влияние на мировоззрение молодого человека, превратив его в чудовище.

Самая мощная глава — это, конечно, исповедь главного героя, в которой он, по его же собственным словам, пытается анатомировать собственную душу, разбирая на запчасти то, что постичь в принципе невозможно.

Но не стоит пугаться раньше времени, это не философский трактат. На самом деле, в основу сюжетной линии романа  положен несколько видоизмененный факт уголовной хроники. В предисловии к другому изданию этого романа Фёдор Наркирьер пишет, что одним из источников вдохновения для автора послужило громкое дело об убийстве старой молочницы неким Барре и его приятелем студентом-медиком Лебье. Спустя несколько дней после убийства Лебье выступил с докладом: ссылаясь на Дарвина, он пытался доказать право сильной личности безнаказанно распоряжаться жизнью рядового человека. Вот и наш главный герой в какой-то момент приходит к мысли, что он вправе провести психологический эксперимент над юной невинной девушкой. Свои мысли и действия он подробно описывает в дневнике. Но постепенно и незаметно для самого себя он становится не испытателем, а испытуемым, то есть непосредственным участником этого чудовищного эксперимента, итог которого будет закономерно трагичным.

На серьёзный анализ этого романа я не претендую, но кое-какие выводы для себя сделала. И всё же, кто виноват в случившейся трагедии? Учитель, который сам того не желая вложил в голову своему ученику ненужные мысли, которые тот в силу своего возраста ещё не был готов правильно интерпретировать? Или это частный случай, и просто "клиент" ему попался чересчур нервный? Под каждого ведь не подстроишься. Но вообще-то страшновато. Вот так прочитает какой-нибудь слишком много возомнивший о себе юнец такую вот опасную для неокрепшего ума книжку, да и ринется воплощать свои безумные идеи в жизнь. Разве история не знает подобных примеров?

Во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь.

Резюмирую: глубокий, прекрасно написанный, содержательный, интересный роман, заставляющий думать и спорить с автором. Рекомендую с горячностью!

*********
Театральный сезон, Акт IX, труппа французского театра "Дежавю и Жамевю"