Больше рецензий

Introvertka

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

5 октября 2023 г. 14:28

6K

5 “Люди существуют до тех пор, пока о них помнят”

Впервые взяв в руки эту красивую книгу-малютку (ее оформление - это отдельная любовь!), ты и представить себе не можешь, что она вмещает в себе столько тем и вопросов для размышления…

В самом начале истории мы знакомимся с четырьмя Смертями, которые представлены в совершенно разных ипостасях: маленькая девочка, юная девушка, молодая женщина и морщинистая старуха. Каждая из них использует свои методы и приемы, чтобы подобраться к своей жертве: кто-то соблазняет своим спокойствием и тишиной, кто-то стремится вызвать разочарование к жизни, а кто-то дарит второй шанс.

Но с нашим главным героем все их штучки не пройдут: пожилой ветеран и вдовец по имени Ирвин еще не всё сказал этому миру. Поэтому его упорству и целеустремленности в борьбе со Смертями можно только позавидовать.

Вообще, образы Смертей получились настолько яркими, запоминающимися, характерными и необычными, что хочется прочитать отдельную историю про их приключения и проделки.

Но вернемся к нашему главному герою. Мне очень симпатизируют такие персонажи: волевые, с сильным внутренним стержнем, которые не боятся посмотреть правде в глаза, даже если она выставляет его в неблаговидном свете. Те, которые не боятся ответственности и умеют принимать решения самостоятельно.

Интересно наблюдать за взаимоотношениями Ирвина с его внучками. Иришка - будто бы продолжение своего деда, о чем свидетельствует их глубокое взаимопонимание, доверие и любовь. Ирина такая же несовременная по меркам Леры, как и их дедушка, и она будто бы сама этого стесняется, в ней чувствуется какая-то потерянность. Здорово, что Ирвин сумел подбодрить любимую внучку и помочь ей обрести уверенность в себе.

Обнимая Иришку, Ирвин чувствовал родство, то хрупкое ощущение взаимопонимания и настоящей близости, которое так легко потерять и так трудно завоевать.
Я поняла, что ни разу не соприкасалась сама с собой настоящей. Не думала, не применяла знания по психологии к себе. Я рассматривала других. Мой внутренний взор упирался в глухую стену. Мне огромного труда стоило разобрать кладку. И та Ира, которая ждала меня за стеной, оказалась семейной девочкой, желающей и умеющей любить... И тут против меня сработала это страшное слово "свобода". Я поняла, что это только слово.

Лера - совершенная противоположность своей сестре. Она видит будущее исключительно в социальных сетях, которые становятся единственным мерилом успеха.

- Социальные сети пустуют. Я же на её обновления подписана. А их нет. Значит, и жизни нет.

Интересная позиция, ничего не скажешь… А еще на примере Леры можно увидеть, как люди умеют извратить любую, даже самую добрую и прекрасную вещь.

Только наедине с собой человек может обрести гармонию. Человек – это такой неограниченный ресурс, что в себе может и друга, и возлюбленного и советчика найти, – голос Леры налился силой, равновесием, зазвучал вдохновенно. – Дело не в том, что бы получить любовь от другого, а в том, что бы научиться давать её себе.

Правильные ли слова говорит Лера? Безусловно! Но она искажает их настоящий смысл, забывая еще одну простую истину: человеку нужен человек. И правда всегда где-то посередине, нет никаких черно-белых условностей…

И старик Ирвин быстро выводит свою внучку на чистую воду, задав один-единственный вопрос: прочувствовала ли она сама, на своем собственном опыте правдивость этих слов или просто бездумно повторяет их как попугай за другими “индивидуальностями”?

Но сама главная тема, поднимаемая Валерией Лисичко в своей книге - это война и ее влияние на настоящее и будущее.

Признаюсь честно - я не люблю те произведения, где о войне пишут в возвышенно-героических тонах. Но вовсе не потому, что я не считаю людей, участвовавших в войне героями, - наоборот, для меня они - герои, храбрецы, мученики, перед которым мы должны благоговеть. Это настоящий подвиг.

Но мне очень сложно понять Ирвина, который признается в том, чем для него на самом деле была война. Потому что, если нет никаких высших смыслов и идеалов, то война остается лишь чудовищной человеческой мясорубкой, бессмысленной и беспощадной.

И тут Ирвин сдался. Он сказал ей правду. О том, что не было героического прошлого. была работа. Тяжёлая. Страшная. Искалечившая жизни всем им. Героизм - это ложь. Поводов для геройства не было. Никто толком понять не мог, за что воюем. Просто качественно выполняли приказы. И он, Ирвин, об этом помнил.

Я не люблю полуправды в литературе, когда войну возводят в ранг чего-то возвышенного и героического. Нельзя забывать о ее неприглядной стороне, являющейся ее истинным лицом. Поэтому мне ближе то, как пишут о войне Ремарк или Олдингтон или Хемингуэй.

Потому что нельзя романтизировать войну. И я рада, что Ирвин в конце концов принял верное решение.

Хоть от финала веет некой чересчур утопичной историей, но мне он понравился своим светом и теплом. А главное - тем, что Смерть в итоге предстает не слишком страшным и чудовищным событием, а скорее, еще одним этапом жизненного пути.

Она уважала таких, как Ирвин, которые прошли "дистанцию" до конца, не разочаровались и находили в себе силы переходить от одного жизненного этапа к другому, и тех, кто не прятался, но интуитивно обходил опасность.

Смерть - единственное, что по-настоящему объединяет всех без исключения людей.