Больше рецензий
12 сентября 2023 г. 17:40
678
4.5 Задыхание
РецензияСОЯ: 8+9+10=9,0
Если воспользоваться излюбленным приемом сюрреалистов, так называемым автоматическим письмом, то не стоит рассчитывать, что итогом для вас станет новая "Плотницкая готика" Гэддиса. Однако читателя, столкнувшегося с постмодернистской литературой впервые, прием автора может ввести в некоторое недоумение, непонимание и, как итог, нежелание читать книгу. Обывательский взгляд, что чтиво должно быть легким и непринужденным, подойдет разве что поклонникам незамысловатых ромкомов. Желающим вчитываться и препарировать тексты, находя и открывая для себя новые грани литературы - это отдельный вид наслаждения.
А теперь по порядку. Конечно, первое, что приходит на ум, когда слышишь название романа - это наиболее известная картина американского художника Гранта Вуда, только со смещением в 50 лет [вперед]. Один простой факт, который позволит вам самостоятельно принять решение вступить в дом/роман, где происходит человеческо-читательское жертвоприношение - это слова самого Гэддиса: "Меня нелегко читать. Я же кое-чего требую от читателя, и многие обозреватели говорят, что я требую слишком многого; так говорят даже те из них, кому нравятся мои произведения, но это труд, а книга сложна, и, как я уже говорил, ее нелегко читать".
Пусть вас не сбивает с толку почти отсутствующие знаки препинания, или же порой взятые в одно предложение мысли автора и героев книги. Все это сделано намеренно, чтобы читатель растворился в происходящем действии романа, словно таблетка шипучего аспирина, сдобренная парочкой хороших глотков виски. Гэддис хотел, чтобы лицо, листающее страницы его романа, не торопилось никуда, но вместе с героями книги переживало нарастающую бурю бесконечного разрушения, словно взрыв атомной бомбы, произошедшей за сотни миль от вашего местопребывания, но неотвратимо настигающий и уничтожающий вас самих.
Элизабет - богатая наследница, состоящая в браке с вспыльчивым и невнимательным Полом, вынужденная кормиться крохами от своего наследства и на военное пособие мужа-ветерана Вьетнама. Сам Пол, подрабатывающий на поприще пиара, чей последний клиент - священник из евангельских христиан. Брат Элизабет Билли, (ex)уголовник и (ex)наркоман, который прожигает свои лучшие дни, но часто вспоминает сестру, заодно стреляет у нее деньги. Домовладелец мистер Маккэндлесс, что держит запертой комнату в доме, который снимают Пол и Элизабет... В какой-то момент гул голосов обрушивается нестерпимой болью, страхом и тошнотой на читателя, оставляя одно желание - выдержать этот напор и дойти до конца, несмотря ни на что.
Вообще, имейте в виду, что роман бесконечен. По определению. И по Гэддису. Но тонкая и кропотливая работа автора со словом захватывает и заставляет чувствовать под собственной кожей инородные частицы, что смело впрыскивает писатель уколами своей шариковой ручки. Черный юмор, невыносимость, замкнутость, одиночество, эгоцентризм, дуальность aka мужское/женское. Здесь всего хватает, как и микс таких взрывоопасных веществ, как политические технологии, религия, черные, эволюция, золото, миллионы, секретные операции ЦРУ...
Читая роман мне на память приходила книга "Камень терпения", где читатель волей автора также оставался стенами дома, где происходит что-то невыразимо ужасное. Но в "Плотницкой готике", мы еще и оставлены [почти всегда] и без автора. Всё, что у нас есть - это чужие слова, к которым мы, наконец-то, должны научится прислушиваться. Если вы задаете вопрос, а надо ли оно вам? Уже хорошо. Пробуйте. Даже в разбитое зеркало можно увидеть и самих себя, главное не испугаться.