Больше рецензий
31 августа 2023 г. 08:13
196
4.5
РецензияДанная книга представляет собой компиляцию из двух сборников английского литературоведа и издателя Руперта Харт-Дэвиса – «Избранные письма Оскара Уайльда» и «Ещё письма Оскара Уайльда», вышедшие в свет в 1979 и 1985 годах соответственно. Письма поделены на девять периодов жизни писателя; каждый сопровождается справкой, поясняющей какие-то факты биографии для лучшего понимания контекста – всё это тоже взято из работ Харт-Дэвиса.
Примечания имеются – правда расположены в конце книги, и из текста никоим образом непонятно, что они вообще есть. И, пожалуй, это единственный минус.
Для меня сборник был неоднородным, и только с началом путешествия по Америке, где Уайльд читал лекции, стало всё больше затягивать в эту паутину ироничной вежливости – вот уж кто умел подсластить пилюлю и закончить на оптимистичной ноте, какую бы собственную правду не городил ранее – естественно, обличённую в тонкие кружева умело подобранных слов.
Я бы не сказала, что эта книга поможет проникнуть в «тайную жизнь души» писателя, но какие-то двери приоткроет. Например, читая письма, написанные в ответ на критику романа «Портрет Дориана Грея», можно почерпнуть, как сам Уайльд относился к нему и какой смысл вкладывал. Узнать, каким перфекционистом он был и как ему было важно, чтобы написанное не расходилось с постановкой на сцене – письма, адресованные режиссёру, ставящему его пьесы, и издателю по оформлению и корректуре готовящихся к выходу книг. Можно ознакомиться и с произведениями, которые читал Уайльд, и тем, что он о них думал. Ближе к концу появляются письма, посвящённые опыту жизни в тюрьме и многочисленным предложениям по улучшению условий.
Важно отметить, что письма Уайльд писал не с целью дальнейшей публикации, они предназначались только адресату. Понятное дело, это не личный дневник и какая-то самоцензура всё-таки присутствует, но даже из этого можно выудить детали о его отношениях с друзьями, общественной жизни, мысли на какие-то темы.
На мой взгляд, даже если вы не являетесь поклонником творчества Оскара Уайльда, эту книгу стоит прочитать хотя бы ради возможности изнутри посмотреть на жизнь знаменитого писателя конца XIX века и нравах того общества. А вишенкой на торте - великолепный ироничный стиль автора.
Для драматического развития моего романа, милостивый государь, было необходимо окружить Дориана Грея атмосферой морального разложения. Иначе роман не имел бы смысла, а сюжет – завершения. Художник, написавший роман, ставил перед собой цель сделать эту атмосферу туманной, неясной и удивительной. Я утверждаю, милостивый государь, что это ему удалось. Каждый человек видит в Дориане Грее свои собственные грехи. В чём состоят грехи Дориана Грея, не знает никто. Тот, кто находит их, привнёс их сам.
На самом деле искусство отражает не жизнь, а того, кто наблюдает его.
Милостивый государь, посылаю Вам копию моего сонета по поводу продажи с аукциона любовных писем Китса; он был опубликован в первом издании «Сонетов нашего века» Уильяма Шарпа (печатавшего Вальтера Скотта), но изъят из последующих боязливым издателем из-за помещённой в «Спектейторе» рецензии, в которой сонет был назван «богохульным», – по-моему, это единственный случай, когда «Спектейтор» в чём-либо на кого-либо повлиял.
Бэзил Холлуорд – это я, каким я себя представляю; лорд Генри – я, каким меня представляет свет; Дориан – каким бы я хотел быть, возможно, в иные времена.
В любом случае Ваше имя, несомненно, непропорционально велико – разумеется, только в типографском смысле.
Прочитана в рамках «Игры в классики».