Больше рецензий

12 марта 2014 г. 14:36

933

3.5

Сказ о том, как англичанин в буддийский храм со своим уставом ходил. Хотя это для красного словца, ведь буддизма и синтоизма в романе не так много, как могло бы быть, учитывая, что религия является одной из важнейших тем романа.

Не буду мучиться и начну с фундамента. Основной сюжет очень прост: в Японию приезжает европейский корабль, европейцы и японцы считают друг друга варварами, повествования ведётся, в основном, от лица кормчего-англичанина. Он надолго застревает в Японии, и постепенно пропитывается её духом, понимая, что всё в этом мире относительно, в том числе и определение "барбаризма". И хотя в полном смысле японцем и самураем он так и не станет, воспитание всё же не то, но понять и принять чужие обычаи Анджин-сану удастся.

Второй сюжетный слой — борьба за власть и вроде как исторические события. Я не историк, поэтому не буду говорить за или против версии Клавелла о происходящих событиях. Вряд ли она действительно так уж точна, тем более, что это больше художественое произведение, чем что-то ещё. Но этот исторический фон позволяет точнее передать то главное (на мой взгляд), что и хотел описать автор — причины отличий одного этноса от другого.

Остальные небольшие сюжетные линии, в основном, служат подспорьем для основных. Например, любовная линия поддерживает, так сказать, культурологическую, потому что не будь её — и вряд ли Анджин-сан мог бы так быстро влиться в неспешное японское течение жизни. А одна из моих любимых, уж не знаю почему, линий про становление института гейш и их отделение от куртизанок поддерживает сразу и исторический и культурологический фон.

Можно ли использовать "Сёгуна" как источник знаний о Японии? Думаю, что отчасти. Может быть, в нём не всё точно на сто процентов, да ещё и принцип сломанного телефона в действии: Японию мы видим через восприятие Клавелла, отредактированное ещё и переводчиком. Однако самое главное автор выдаёт читателям вполне чётко. Люди различного воспитании, нации, этноса действительно могут быть настолько непохожи друг на друга, что кажутся друг другу настоящими инопланетянами. Но если приложить усилия и попытаться понять "инопланетян", то можно понять, откуда растут ноги у тех или иных черт характера, особенностей поведения и культурных традиций. Ничего не происходит просто так. Родись тот же Анджин-сан в Японии, то белокурые волосы и голубые глаза не помешали бы вырасти ему скрытным и многоликим самураем. Религия, поведение, характер — всё это вещи, которые не определяются изначально, потому что человек — это tabula rasa. И если так разобраться, то не такие уж и большие различия между людьми. Ну да, кто-то верит в одно, а кто-то в другое, кто-то моется каждый день, а кто-то раз в месяц. Кто-то ест рыбу, а кто-то мясо. Офигеть, какая разница.

Что интересно, столько времени прошло, а японцев Европа по-прежнему считает "немножко того". Да и конфликты на почве религии, расы и прочей ерунды никуда не пропали. Жалко, что "Сёгун" довольно большой, и вряд ли у кого-то из тех, кто их провоцирует, найдётся время, чтобы его прочитать и осознать. Действительно жалко, шанс маленький, но вдруг бы это хоть как-то помогло?

Комментарии


И хотя в полном смысле японцем и самураем он так и не станет, воспитание всё же не то, но понять и принять чужие обычаи Анджин-сану удастся.


Анджин-сану удалось главное - японцы признали его право поступать как самурай! Помните сцену, когда он угрожает убить себя по смешному для аборигенов поводу?

Жалко, что "Сёгун" довольно большой, и вряд ли у кого-то из тех, кто их провоцирует, найдётся время, чтобы его прочитать и осознать.


Жалко, что не пятитомный! Лучшей книги о межкультурных коллизиях в мировой литературе нет. Я еще и увлекательный сюжет обильно сдобренный очаровательной любовной линией. Мое слово - читать и перечитывать!